4 интересных факта про 4-й коммунальный дом в Витебске на углу улиц Советской и Суворова
почему дом всегда создавал проблемы жильцам и ремонтникам
«Витебский курьер n» много рассказывал об истории старых витебских домов. Некоторые из них до сих пор хранят множество неразгаданных тайн. Зачем-то архитекторам понадобилось устраивать проходные подъезды, выводить квартиры на улицу, а также устанавливать в подъездах устройства непонятного назначения.
Один из жилых домов, где все это есть, — 4-й коммунальный дом на улице Советской, 23/34. Один его фасад выходит на гостиницу «Эридан», второй – на РОВД Октябрьского района, третий – на сквер героев войны 1812 года.
Мы собрали интересные факты по истории этого необычного дома.
1. Дом для рабочих и красных партизан
4-й коммунальный дом (всего «номерных» коммунальных домов в Витебске было 8) начали строить в 1928 году по проекту архитектора В. Вуколова.
Дом считался одним их крупнейших в тогдашнем Витебске – в П-образном корпусе со внутренним двором было целых 8 подъездов. В 6 из них на каждом этаже было по 2 квартиры в 3-4 комнаты с кухнями и удобствами.
В западном крыле, выходившем в сквер героев 1812 года, была коридорная система, комнаты располагались по обе стороны коридора, в центре которого имелось помещение для досуга. На каждом этаже было по 2 кухни и столько же ванн с санузлами.
Как утверждают архивные документы за 1930 год,
Работают на стройке 104 человека. Выполнено работ на 85%. Кладка этого дома будет закончена в этом году и здание будет покрыто крышей. Необходимо отметить плохое качество кладки, а также целый ряд промахов со стороны технического надзора.
Завершить стройку 4-го коммунального дома удалось только в 1932 году. Дом был заселен к 15-й годовщине Октябрьской революции. Газета «Витебский пролетарий» 7 ноября 1932 года поместила фотографию
Вновь построенного 4-го коммунального дома, в котором уже получили квартиры 35 семей рабочих и красных партизан.
2. «Проблемный» дом
4-й коммунальный дом строился с многочисленными недоделками, а качество работы было очень низким. В результате здание стало одним из самых «проблемных» витебских домов.
Через несколько лет здание потребовало капитального ремонта. О том, как он проводился, написала 14 октября 1938 года в газету «Витебский рабочий» жительница дома Короткая:
В доме 8 подъездов, ремонтируются 3… По заключенному договору, ремонтная контора горжилуправления приступила к работе еще в мае. И вот уже 5 месяцев, как десятник Гуков издевается над жильцами.
Жильцы дома не могли пользоваться кухнями, никто не выносил строительный мусор, квартиры загрязнялись. За вынос мусора десятник брал плату деньгами с жильца Базанова.
Как сообщала газета, все лето Гуков не смотрел за ремонтом, а пьянствовал со сторожем Коноплевым и воровал стройматериалы. Дошло до милицейского обыска в сарае сторожа, где нашли 5 кубометров подготовленных к продаже материалов.
Одной из существенных недоделок при строительстве 4-го коммунального дома было отсутствие парового отопления, которое не смогли оборудовать за 5 лет. В то же время жильцам не выдавали дровяных карточек, в результате чего они вынуждены были мерзнуть зимой.
Интересно, что несколько лет назад в прессе также писали о проблемах с отоплением и теплоизоляцией, которые испытывали жильцы квартир этого старого дома.
3. Лагерь для военнопленных в подъезде
В годы немецко-фашистской оккупации, согласно донесению витебских подпольщиков, в 4-м коммунальном доме разместилась немецкая воинская часть «Штыц пункт» — опорный пункт автомашин.
После освобождения Витебска в 1944 году здание представляло собой выгоревшую изнутри «коробку», на стенах которой повсюду виднелись следы пуль и осколков снарядов.
В первые послевоенные годы под одним из окон дома со стороны улицы Суворова была сделана надпись
Да здравствует доблестная всеосвобождающая Красная Армия!
Восстанавливали дом долго, медленно и частями. Как пишет в книге «Дома коммунального типа» краевед Аркадий Подлипский, трудились на восстановлении пленные немцы. Для них был даже оборудован лагерь в 8-м подъезде, крайнем со стороны нынешнего музыкального колледжа.
Часть дома была окружена колючей проволокой, а на территории лагеря немецким военнопленным было разрешено разбить огород, плодами которого они питались.
4-й коммунальный дом продолжал оставаться «проблемным». Об этом писал 18 апреля 1947 года в «Витебском рабочем» драматург Аркадий Мовзон:
До настоящего времени в 4-м коммунальном доме на лестницах нет перил, огромные окна на лестничных площадках ничем не заполнены, не застеклены.
4. Проходные подъезды, квартиры на улицу, непонятные устройства и другие тайны
Мы посетили 4-й коммунальный дом и нашли в нем много необычных вещей. Стоит начать с планировки.
6 из 8 подъездов дома – проходные, имеют выход как во двор, так и на улицу. На одном из них, выходящем на улицу Суворова, до сих пор нет металлических дверей с домофонами.
Два самых необычных подъезда в доме находятся в крыле, выходящем на сквер. Эта часть дома имела коридорную планировку, но впоследствии была перестроена. В результате на первом этаже пройти в квартиры нужно через тамбур с дверью.
В 8-м подъезде квартира № 74 имеет выход прямо на улицу, расположенный на торцевой стене здания.
В этих же двух подъездах на первом этаже сохранились висящие под потолком массивные устройства с рубильниками. Как нам объяснили, в прошлом такие устройства служили для пуска мощных электроприборов, например, заводских вентиляторов, а также для включения света во всем подъезде.
Сейчас такими рубильниками не пользуются — они старые, не соответствуют нормам безопасности.
Также на лестничных пролетах у выходов на чердак мы видели другие напоминания о прошлом – например, старинную мебель с резными ножками.
Путеводитель по улице Суворова в Витебске. Коротко и очень интересно.
Подписывайтесь на нас в: Яндекс, Дзен, Google Новости, Telegram-канал, «секретный» Telegram-чат!