6 интересных фактов про БелГРЭС в Ореховске, которой исполнилось 90 лет
торжественный пуск состоялся 8 ноября 1930 года
90 лет назад, 8 ноября 1930 года, запустили первую очередь Первой белорусской государственной электростанции имени Сталина. БелГРЭС разместилась в поселке Орехи-Выдрица (современный Ореховск Оршанского района Витебской области) в 25 километрах на север от Орши близ озера Орехи.
Гости начали прибывать еще накануне вечером и в ночь с 7 на 8 ноября. В 9 часов утра начался групповой осмотр станции, в 12.00 – митинг, а в 15.00 состоялся торжественный пуск. В концертной программе, в том числе, принимала участие труппа Владислава Голубка.
Как велось строительство БелГРЭС, как трудились, жили и отдыхали рабочие, а кто приезжал на строительный объект на экскурсию — эту и другую интересную информацию можно узнать из сохранившихся архивных документов.
Вместе с ведущим архивистом Государственного архива Витебской области Светланой Мясоедовой мы собрали интересные факты.
Кто работал на строительстве БелГРЭС
На строительстве Первой белорусской государственной электростанции работали четыре компании:
- «Энергострой»: возводил главный корпус электростанции, подстанции, мастерские;
- «Белгосстрой»: строил жилые дома и общежитие в Орехах, подстанции в Витебске, Орше, Могилеве, Дубровно;
- «Осинстрой»: строил линии электропередач, узкоколейную железную дорогу, шоссе Гришаны – Орехи, железнодорожную ветку Выдрица – Орехи, делал капитальный ремонт в поселке Выдрица;
- «Осинторф»: занимался торфоразработками.
В сезон 1928 – 1929 годов в среднем на «Энергострое» работали около 500 человек, на «Белгострое» – около 400, «Осинстрое» – около 700, «Осинторфе» – около 1000. Из 2600 рабочих только 200 были женщинами. Они трудились на торфоразработках.
Самыми высокооплачиваемыми профессиями считались столяры и маляры (около 5 рублей в день), самыми низкооплачиваемыми – торфяницы, чернорабочие и землекопы (до 2 рублей в день).
Почти все рабочие, за исключением бетонщиков, каменщиков и арматурщиков, попали на стройку через Оршанскую биржу труда.
На торфоразработках всегда нужны были рабочие, сюда приезжали и жители других округов БССР, России (в основном из Рязанской и Смоленской губерний), Украины. Абсолютное большинство работников по национальности были белорусами, но трудились также русские, евреи, поляки, украинцы и другие.
Инженерно-технического персонала не хватало. Специалисты не хотели сюда ехать из-за тяжелых условий труда – работы на болоте.
Как жили рабочие
Около трети работников были обеспечены жилыми помещениями, бараками. У каждого была кровать, матрас, набитый соломой, подушка.
Но в большинстве бараков было очень грязно. На кроватях и спали, и ели, и валялись в грязной одежде и обуви во время отдыха. Матрасы и наволочки меняли очень редко. Одежду рабочие стирали сами и нечасто, потому как было негде. В результате белье люди могли не менять месяцами, появились вши. А из-за того, что в бараках не было сушилок, работникам приходилось ходить в мокрой одежде, потому они часто болели фурункулами.
Еще хуже обстояла ситуация у людей, которые трудились на реке Оршица в двух километрах от основного места стройки. От 130 до 200 человек жили в палатках в лесу среди болота, у них не было доставки еды, отсутствовала чистая вода, а от болотной с непривычки тошнило.
Как питались рабочие
В местах концентрации рабочих (в Выдрице, Орехах, Шабанах) работали кооперативные магазины и столовые. Еда была хорошего качества. Обед из двух блюд стоил около 35 копеек, завтрак, обед и ужин обходились в 80-90 копеек.
Но большинство сезонных рабочих предпочитали питаться артелью, так было дешевле (60 копеек в день). Еду для них дважды в сутки готовила кухарка. Порции были большими по размеру, но мяса было меньше. Рабочие говорили, что «мы едзім, хто колькі хоча».
Хлеб выпекался на месте, и им все были хорошо обеспечены, получали по установленной норме.
Но при этом в некоторых местах не было чайников, рабочие своими кружками черпали чай прямо из ведра или ели из общих бачков по 5-10 человек.
Культурный досуг рабочих
На стройке работали два клуба, оборудованные киноустановками. Киносеансы устраивались 1-2 раза в неделю, иногда бесплатные, но чаще за деньги (10, 15, 20 копеек).
«Сезонники», приехавшие на заработки, особенно люди старшего поколения, как правило, в кино не ходили, предпочитали играть в карты, домино или шашки. Пили мало.
В поселках после 23.00 запрещалось громко петь, устраивать на улице гуляния под гармонь. Мужчины не должны были ночью находиться в женских бараках.
Механизация труда
На стройку с временной электростанции подавали электричество, на котором работали всевозможные тросы, подъемные лебедки, насосы, камнедробилки, станки для резки и гнутья железа, бетономешалки и другие.
Специалисты отмечали, что механизация работ не всегда была выгодна экономически, но часто сказывалась на улучшении качества продукта. Так бетон из бетономешалок был более равномерным и хорошо перемешанным, а щебень из камнедробилок более мелким.
Временная электростанция работала бесперебойно за исключением редких случаев, например, грозы.
Механизирована была и транспортировка материалов. Они прибывали по железной дороге, затем по ширококолейной подъездной ветке Хлюстино-Выдрица-Орехи (построил «Осинстрой») доставлялись на объект. На самой территории доставка производилась по узкоколейке на вагонетках.
Экскурсии на будущей БелГРЭС
С апреля 1928 года до марта 1930 года стройку посетили около 5212 экскурсантов из Минска, Витебска, Могилева, Дубровно, Орши, окрестных деревень, военных частей.
Приезжала делегация в составе 45 человек из Польши и Западной Беларуси. Работала даже специальная комиссия по вопросам проведения экскурсий.
Редакция «Витебского курьера news» благодарит за предоставленную информацию Светлану Мясоедову.
Сегодня исторический момент. Беларусь становится ядерной державой — Лукашенко.
Где 100 лет назад в Витебске производили мыло и тройной одеколон высшего качества.
Подписывайтесь на нас в: Яндекс, Дзен, Google Новости, Telegram-канал, «секретный» Telegram-чат!