Что посмотреть в Витебске за два часа
Летом в Витебске всегда немало гостей в любую погоду. Не всегда и не каждому есть время, чтобы отдать, например, день на изучение или просто любование городскими достопримечательностями. А как узнать что-то интересное про Витебск за два часа?
Свой маршрут обзорной экскурсии по городу предложила главный специалист отдела спорта и туризма Витебского горисполкома, профессиональный экскурсовод Екатерина Плытник.
На основе ее рассказа мы собрали несколько интересных фактов.
Марк Шагал
Юному, еще тогда неизвестному художнику Марку Шагалу, одна витебская гадалка предсказала, что у него будет долгая жизнь, три жены, но любить он будет только одну, а умрет он в полете.
Сбылось все. Художник немного не дожил до столетия, а умер в лифте, поднимаясь с мастерской, которая находилась на первом этаже, в квартиру, что располагалась на втором.
Что касается жен, то любовью всей жизни для Шагала была Белла Розенфельд, с которой они познакомились в Витебске. Девушка была из очень богатой семьи – ее отец владел несколькими ювелирными магазинами, но и Шагала сложно назвать бедным евреем – он жил с родителями в добротном кирпичном доме, и, как писал позднее сам, всегда в доме был хлеб с маслом.
Через год после свадьбы в семье родилась дочь. Марк так обиделся на жену, что первенец не мальчик, что четыре дня не приходил к ней в роддом, за что позднее очень извинялся.
Белла умерла в Америке от воспаления легких еще довольно молодой женщиной. Шагал был страшно подавлен: 9 месяцев не брал в руки кисть и отвернул все картины лицом к стене. Спустя некоторое время в жизни Шагала появилась еще одна женщина, которая родила от него сына Давида, но мальчик никогда не носил фамилию Шагал. Несмотря на это, Давид и Марк были очень близки и часто общались.
Третья жена – Вава – пыталась влиять на творческую жизнь художника, настоятельно советовала ему, что писать и как писать. Например, она настаивала, что на картинах должны быть розы и гладиолусы, которые хорошо продаются, а не полевые цветы, которые так любил художник.
Памятник войне 1812 года
Монумент возводили на пожертвования горожан. Чтобы собрать деньги на строительство, проводили платные лекции, а возле Успенского собора, где первоначально планировали поставить памятник, по одной из версий, стоял сундук, чтобы все желающие могли сделать пожертвование – опустить монету, колечко, сережки. Но накануне начала строительных работ сундук исчез.
По второй версии архитектор, который занимался проектированием монумента, был родом из Санкт-Петербурга и в Витебске никогда не бывал. Когда он приехал устанавливать конструкцию, то понял, что возле Успенского собора памятник не будет смотреться ни с точки зрения архитектуры, ни с точки зрения практичности – рядом находятся грунтовые воды и монумент не будет устойчив. Тогда было принято решение установить памятник напротив дворца губернатора.
Иван Соллертинский
Уроженец Витебска, музыковед, театрал и музыкальный критик, в честь которого сегодня назван Витебский государственный музыкальный колледж, расположенный на Советской улице, Иван Соллертинский обладал феноменальной памятью.
Он знал более 20 языков, 50 диалектов, вел дневник на старо-португальском языке. А если прочитал книгу, то мог процитировать любую строчку на выбранной странице.
Минай Шмырев
Легендарный партизанский командир, герой Советского Союза и Почетный гражданин Витебска Минай Шмырев похоронен неподалеку от памятника войне 1812 года. Во время Первой мировой войны Шмырев уже был практически полным Георгиевским кавалером. К слову, именно это обстоятельство спасло его от расстрела после драки с офицером. Однако несколько дней Минай Филиппович провел в тюрьме, откуда вышел почти полностью седым.
В годы Великой Отечественной войны фашисты расстреляли семью Миная Шмырева – четверых детей. Противник захватил их в заложники и требовал, чтобы партизанский командир сдался. Через связных Шмыреву передали записку от старшей дочери Лизы. В ней девочка писала, чтобы отец ни в коем случае не сдавался, а лучше отомстил за них. Говорят, эту бумагу Минай Шмырев до конца жизни носил в кармане возле сердца.
Западная Двина
Нашу реку знали даже древнегреческие историки, правда, под именем Эридан. А еще совсем недавно в Двине водилась красная рыба и ракушки с жемчужинами, причем, даже с большими – размером с вишенку. Их находили и после Великой Отечественной войны.
Подписывайтесь на нас в: Яндекс, Дзен, Google Новости, Telegram-канал, «секретный» Telegram-чат!