Что такое оригинальный витебский стиль и почему Витебск перестает быть городом для людей

Автор:
Опубликовано:
14
Май
2020
Комментарии: 2 комментария
Рубрики: Авторы Жизнь Нетипичный читатель

Только для тех, кому не безразлично, в каких условиях жить


— Почему вы всё время видите только плохое? 
— А куда вы постоянно прячете от нас хорошее?
 

У каждого кризиса две качественные стороны. Понимание потерь и открытие новых возможностей. Критичность ситуации стимулирует процессы, ранее вялотекущие.

Самоизоляция – трудное испытание для человека, как социального существа. Ограничение свободы и коммуникаций требует сублимации. Обилие появившегося свободного времени провоцирует активизацию общения через иные возможные каналы. Позволяет в спокойном режиме сосредоточиться и поделиться своими впечатлениями не по-быструхе вербально на ходу, а в сконцентрированной письменной форме.

Сразу оговорюсь, что не считаю социальные сети эффективным средством информации, поскольку у них два серьезных ограничения.

Автора услышат только единомышленники и только те, которым из длинной ленты случайно попался на глаза ваш пост. Из кучи другого «мусора», как это принято называть. Эти кружки единомышленников бдительно охраняются. Частенько встречаются угрозы забанить оппонентов. В одной из групп модератор грозно предупредил, что если кто-то будет троллить, выражать мнение, отличное от его «политики», последует немедленное удаление из группы. Буквально через минуту я исключил себя из группы таких «единомышленников». Зачем мне такая секта? Общение – это обмен разными мнениями для понимания всех аспектов проблемы  и возможность убедить оппонента в своей правоте, а не восторженное поддакивание.

К тому же, я уверен в том, что в чатах и автор поста, и комментатор, и лайкер, написав, прочитав (просмотрев, прослушав), выпустили накопившийся пар, получили глубокое удовлетворение и успокоились с чувством выполненного долга. А дальше пусть делают другие. Слова заменяют действие.

Но наболевших тем много. И чисто человеческие, и общественно-политические, и муниципальные, и экологические. Есть потребность высказаться, уточнить, упорядочить аргументы и правильно сформулировать их.

Если повезет, может быть и обсудить с толковым оппонентом свои взгляды, уточнить, глубже понять, заточить или внести коррективы. А вдруг пригодится в практической жизни?

Весна! Просыпается природа, просыпаемся мы. Тянет на природу, на воздух, на долгожданное солнышко. Хочется чего-то нового, красивого, радостного. Даже проклятый COVID не в силах погасить стремление человека к активной жизни.

Развернулись работы по благоустройству городской территории, а следом и критика действий городских управителей, на которых нет никакой управы.

Вот уже и площадь Свободы расковыряли и население на субботник выгнали. В очередной раз на пустырях высадили сотни саженцев, некоторые из которых приживутся. Но потом их спилят. Как бы это не казалось глупостью, это – неизбежно. Во-первых: «Деревья растут для того, чтобы их спиливать». Во-вторых, потому что высаживают не по проекту, а по площадям. И когда потребуется организовать территорию, они будут просто мешать прокладке дорожек, площадок, установке павильонов, аттракционов. В-третьих потому, что все, что ни делается, должно быть переделано. (Закон сохранения занятости)

Дождались! Зазеленели листочки и мир опять становится цветной!

Заговорили о приятном. В сети активизировались обсуждения-размышления о том, какое светлое и красивое будущее ждёт наш родной Витебск. Как, теперь уже совсем скоро, он утонет в тени парков и скверов. А мне опять неймется! Ну вот такой вечно брюзжащий скептик.

Вы спросите: «Так что тебе опять не так? Что плохого в том, что хоть что-то делается?».

Отвечаю. Я – коренной витеблянин. Витебск – мой город. И мне больно, когда ему делают плохо. Нормальные жители могут спокойно наблюдать, как городская власть, под предлогом активной деятельности, разбазаривает и без того скудный городской бюджет на вот это «что-то», что ни Богу свечка, ни чёрту кочерга. Иногда они оправдываются, что не всё делается только за счет бюджета. Что «изыскиваются» и «привлекаются» средства «спонсоров». Имеются ввиду поборы с частных предприятий. Как правило этот аргумент убеждает кровожадного обывателя.

Для неискушенного человека – совершенно справедливая «экспроприация экспроприаторов». А по сути – саботаж и вредительство. Подкашивая развитие успешных предприятий, лишая их возможности интенсивного развития, рубят сук на котором мы все сидим. Подрыв конкурентоспособности, рост цен на продукцию и услуги, снижение зарплат и  поступления налогов, рост безработицы. Может ли так поступать добросовестный хозяин?

Задавая себе вопрос о целях таких, явно деструктивных, решений, невольно напрашивается устойчивое подозрение о личной материальной заинтересованности лиц, принимающих их. И трудно представить, что всё это не сопровождается «откатами». Откатами из наших с вами карманов.

Теоретически, с такой сложившейся системой можно было бы и смириться, если бы в результате наш город хорошел и нам с вами было бы приятно и радостно на душе. А что мы имеем в результате такой заботы о городской среде, в которой жить нам, нашим  детям и внукам?

Для поднятия нашего энтузиазма городские начальники вдохновляют нас «Дожинками-2020», новыми благоустройствами, и мы надеемся и ждём, что же из этого получится.

Похулиганю вместе с  Маяковским:

В надеждах витеблянин гордо,

Абяцанкам-цацанкам рад:

«Теперь совсем уж скоро

наш Витебск будет город-сад!»

Киев. Фото Геннадия Муратова

Умань. Фото Геннадия Муратова

Но случается как-то всё наоборот.

В середине ХХ века и жители, и гости города отмечали обилие зелени. В нашем небольшом (60 – 150 тыс.чел.) провинциальном, но очень заводском городе, было довольно много скверов и сквериков внутри жилых кварталов. Были и популярные парки культуры и отдыха: «им.Ленина», «им.Фрунзе», «сад Елаги», и  «Мазурино» для воскресных гуляний и купаний. Все парки были в полном комплекте. С дорожками, скамейками, кустарниками, тенистыми деревьями, цветниками, аттракционами, пивными и закусочными, сценами, летним «Зеленым театром», танцевальными площадками, игровыми площадками и павильонами для взрослых и детей. Туда не только было зачем ходить, но и притягивало людей. Развлечься, подышать воздухом в тишине под шорох ветра в кронах деревьев, встретить знакомых и друзей, пообщаться, продемонстрировать новое платье. Короче, было интересно, занятно и приятно.

К началу ХХI века город вырос в несколько раз. Уничтожено огромное количество домов, создававших лицо и исторический дух города. Нагорожено сотни хрущевок и стандартных многоэтажек в многочисленных спальных районах. Об из градостроительной и архитектурной ценности я распространятся не буду. Не о чем.

И если при строительстве первых микрорайонов, внутри них предусматривались зеленые зоны с клумбами и скамейками, то в последствии  просто оставлялись горбатые газоны с редкими деревцами. Ни о каких скверах, рекреационных зонах с малыми архитектурными формами, дорожками и скамейками даже не вспоминается.

Что уже говорить о парках? Да, ладно! Нам уже не до культуры и отдыха. Нам бы в жаркий день хотя бы дух перевести. В тишине, под тенью дерева, с воробьями и голубями. Подумать, почитать. Я не раскатываю губу на спокойно журчащую воду. А вечером пройтись в свете фонарей, посидеть, послушать шёпот листьев. Осенью пошуршать листвой, зимой поскрипеть снежным настом.

Нет, по отчетам у нас ещё были «Парк 30-летия ВЛКСМ» и «Парк 40-летия ВЛКСМ». К ним  добавились «Парк Победителей»,  «Парк Партизанской Славы» и вот уже 45 лет обещаемый кандидатами в депутаты от власти «Парк 1000-летия Витебска».  Проблема только в том, что новые парками так и не стали, а старые перестали ими быть.

Коротко:

«Сад Елаги» сначала стал заброшенным ПКиО Железнодорожников, а затем просто стадионом  «Локомотив». «Парк Ленина» стал импровизированным зоопарком. От «парка Фрунзе» осталась только входная группа ступенек в овраге. «Парк им.Советской Армии» (Мазурино) стоит пустой. Только среди заросшего хмызняком леса из рупора гремит пошлая попса, красноречиво подчеркивая современный уровень культуры затейников. (Кстати обратите внимание на полёт мысли властей. Своих героев и топонимов у нас нет. Все воинственно-кондово-советские. И из-за скудости  фантазии в центре города площадь названа «1000-летия», а на окраине – парк «1000-летия». Ну не хочется приглашать в 30-летие ВЛКСМ и в 40-летии тоже не хочется пройтись.)

Коротенько, но не очень:

Больно вспоминать о безжалостно уничтоженном душевном дружелюбном сквере площади Победы. Слава Геростратов крепко закрепилась за «отцом реконструкции» А.Косинцем, председателем горисполкома В.Николайкиным и главным архитектором В.Дубиком, превративших достопримечательность в серый бетонный пустырь с рыжими туйками в исполинских пластиковых «вазонах» и главным акцентом – временной мобильной сценой, установленной навечно.

Фото Геннадия Муратова
Фото Геннадия Муратова
Фото Геннадия Муратова

«Парк Победителей», в верхней его части загроможден сборкой артиллерийских орудий и военной техники разных периодов. Времен Второй мировой, Корейской, Афганской войн. Вероятно мы оказались победителями еще в Корее и в Афганистане. А возле монумента «Трех штыков» появились муляжи орудий под образцы 1812г. При чём там они и какую «связь времен» с вечным огнем 1945г. и «Подвигом советского народа» они символизируют, известно только авторам.  Возможно они претендуют на титул оригинального Витебского стиля?

Фото Геннадия Муратова
Фото Геннадия Муратова

Ну а что творится в нижней части «парка», вообще – атас! Прекрасная тенистая роща вырублена начисто, выложена тротуарной плиткой, на которой с одного крыла друг на друга навалены детские аттракционы, а с другой, чуть ли не стенка к стенке, временные клеёнчатые палатки булдырей с алкоголем. Для полноты культурной картины из усилителей каждой из палаток, перекрикивая друг друга, орет все та же попса в стиле «Ламца, дрица, гоп, ца-ца». Всю эту красоту дополняют все те же непременные туйки и символ парковой архитектуры — «ротонда» из подручных материалов, назначение которой для меня загадочно. Но зато аж три фонтанчика. Как я догадываюсь для пущей свежести на берегу реки.

А кто из вас пробовал отдохнуть на скамеечке под сенью туек? Получилось? А это и не важно. При чем здесь вы? Зеленый тенистый берег Двины стал лысым и кирпичным. Но приносит арендную плату от аттракционов и булдырей, для зарплаты администрации.

О «Парках»  «30-летия ВЛКСМ» и «Партизанской Славы» комментировать не приходится, поскольку не о чем.

Фото Геннадия Муратова

«Парк 40-летия ВЛКСМ» вот уже 10 лет пытаются оживить, но это затруднительно, несмотря на Витьбу, плотину, катамараны, роликовые коньки, спортивные площадки, уточек и лебедей. Голый пустынный овраг с лыже-роллерной дорожкой вдали от жилых массивов под жужжащим от машин мостом вряд ли станет популярным ни жарким днем, ни прохладным вечером. Окружающая среда не возбуждает фабричными цехами ни живописцев-пейзажистов, ни любителей прогулок на свежем воздухе. Боюсь, что и детский городок «Радужный мир» в стиле 60-х годов прошлого века не станет точкой притяжения. Нет ауры! Овраг, как овраг.

Фото Геннадия Муратова
Фото Геннадия Муратова

Про «Парк 1000-летия Витебска» рассуждать всё ещё преждевременно. 45 лет – не срок. Замостив тротуарной плиткой вело- и просто дорожки вдоль, поперек и по диагоналям и высадив в суглинок горбатых «газонов» хилые прутики «саженцев», горисполком, как всегда, рапортует о проделанной определенной работе. Но вот как раз определенности никакой и близко не просматривается. Проекта организации территории нет. Коммуникации для запитки аттракционов, объектов питания, павильонов, сцен, площадок не проложены. Как и не проложены трубопроводы водоснабжения и канализации.

Фото Геннадия Муратова
Фото Геннадия Муратова
Фото Геннадия Муратова

А теперь обратите внимание:

Вне зависимости от наличия или отсутствия точек общественного питания, ни в одном из «парков» нет не только туалетов, но даже просто умывальников. Видимо руководители города не догадываются о таких мелочах. В лучшем случае устанавливаются мобильные кабины биотуалетов. А что думает об этом наша санитарная служба, когда согласовывает размещение «летних кафе» с пивом?

Ну и наконец-то о «ПАРКЕ** Фрунзе». (Опять путаница в мозгах и терминах.) Звучит по-прежнему гордо и кондово, напоминая о советском прошлом. Но то, что от него осталось – небольшой СКВЕРИК* в овраге ручья Дунай и Витьбы. Единственное удивляет, что деревья пока почему-то не вырубили. В перекладку подпорных стенок уже ввалили приличную сумму. Ещё не пожалели дурных бюджетных средств на фонтанище на маленькой площадке в яме сквера и какую-то (надеюсь не дорогую) скульптуру непонятного значения. Может быть это красный командарм с невестой? Композицию дополняют ротондочка, кабинка биотуалета и контейнер для отходов. А запах!

Фото Геннадия Муратова
Фото Геннадия Муратова
Фото Геннадия Муратова
Фото Геннадия Муратова

Догадайтесь, почему туалет и мусорку не установили в стороне от главной аллеи?

А вы пробовали присесть в этом скверике? Долго вам не высидеть. Все выхлопные газы от транспорта спускаются с проспекта прямо в эту ямку. Шум от потока машин, хоть беруши втыкай! А когда включаются еще струи фонтана – только глухой не сойдет с ума. Шумовая шкатулка. Возможно поэтому и сквер мёртвый?

В 2009 году нам пообещали восстановление собора св. Николая на пл.Свободы.

Но, как всегда, нашлись причины не заниматься серьезным и нужным делом.

Во-первых, пустая казна. Вторая отмазка – неудачно лежит  фундамент, вылезает на пр.Фрунзе. Хотя, насколько мне известно, не только в мире, но и в СССР неоднократно передвигали огромные дома целиком. А тут оказалось сложным передвинуть на несколько метров всего лишь фундамент. В то же время РПЦ, вплоть до столкновений с населением, активно боролась за строительство пародии на св.Софию в нынешнем «парке Партизанской славы». Чуть до мордобоя не доходило. В конце концов им выделили другую площадку. Но почему не предложили восстановить Николаевский собор? Явно просматривается какой-то умысел.

Первое, что приходит в голову, что все манипуляции с пл.Свободы связаны со стремлением во что бы то ни стало сохранить её как бесплатный паркинг для автомобилей. Хотя, на мой взгляд, «архитектура» импровизированного  временного паркинга в самом центре города не сильно украшает и облагораживает его. Но об этом в Витебске не принято заморачиваться.

Территория сквера, на которую никто не заходит, ограждена литой чугунной симпатичной невысокой оградой. Но для пущей роскоши (потому, что денег нет) и исключения несанкционированного проникновения (потому, что никто не заходит), обнесут исполинской балюстрадой из полированного гранита. За последнее десятилетие пол-города одели в гранит за счет городского бюджета. Как вы думаете, кто же этот счастливый подрядчик?

Таким образом можно с прискорбием сказать, что парков в нашем городе просто нет! А то, что городские власти называют парками объединяют следующие характеристики:

— отсутствие тенистых деревьев;

— наличие только временных объектов общественного питания;

— отсутствие стационарных туалетов, и мест, где можно было бы помыть руки;

— отсутствие спокойной располагающей атмосферы для рекреации и релакса;

— наличие абсолютного безразличия многочисленного аппарата чиновников к потребностям горожан и городу в целом.

Конечно хотелось бы, чтобы наш Витебск стал похож на благоустроенный город для людей. В том числе и с возможностью перевести дух от шума, гари, палящего солнца, монотонной городской архитектуры. Пройтись по тенистым аллеям, посидеть на удобной скамейке под сенью деревьев, послушать пение птиц и журчание воды, выпить чайку с пирожным или съесть хот-дог с пивом, попить кваса, съесть мороженое и полюбоваться резвящейся детворой. Но для этого необходимы и желание самих жителей города и понимание задач теми, кто назначен в градоначальники.

Возможно, беда города в том, что с середины ХХ века в городе не было главного архитектора. Нет, разные лица эту должность занимали. Но в их функции не входило профессиональное градостроительство, организация городской среды. Их основной задачей было – задержаться в этом хлебном кабинете как можно дольше. А для этого существует только один способ – портрафлять любым фантазиям руководителей области и города.

Да и сами горожане – чужие в своем городе. Все, что ни происходит в нём, это не их дело, это не для них. Для отчета, для имитации деятельности, для извлечения своих интересов. Но не для людей. Но это тема других размышлений.

Город по-прежнему зеленый, но за счет зарослей запущенных и замусоренных оврагов Гапеева ручья, Дуная и Витьбы. И снова Маяковский подсказывает:

Я верю, парки будут

и скверы, и кусты.

Мой Витебск старажытны,

прекрасным будешь ты!

Примечание для точного понимания терминов:

* — Сквер (англ. square — площадь) — благоустроенная и озеленённая территория внутри жилой или промышленной застройки. Сквер — объект озеленения города, представляющий собой участок величиной 0,15–2 га; размещается обычно на площади, перекрёстке улиц, либо на примыкающем к улице участке квартала.

** — Парк (от средневекового лат. parricus — «отгороженное место») — земельный участок с естественной или специально посаженной растительностью, обустроенными дорогами, аллеями, водоёмами. Предназначенная для отдыха и прогулок открытая озеленённая территория, с продуманным ландшафтным дизайном, подчиняющимся рельефу местности. Как правило, парки содержатся государством (чистка водоёмов, уборка территории, оформление деревьев и кустарников) и предоставляются для отдыха всем желающим;

— Большой  сад или роща с дорожками для гулянья, с цветниками, площадками для игр и т. п..

 

Метки: , , , ,
Комментарии: