Экоактивист из Поставского района рассказал, как тяжело проявлять инициативу, которая несет огромную пользу и людям, и природе

Автор:
Опубликовано:
27
Март
2021
Комментарии: 2 комментария
Рубрики: Авторы Жизнь Экология


Игорь Пастухов, общественный эколог, региональный координатор экологической инициативы «Зелёный Дозор» по северо-западному региону Белорусского Поозерья, эксдиретор  ландшафтного Республиканского заказника «Сорочанские озёра», спортсмен, ландшафтный дизайнер, публицист и фотохудожник дикой природы, ремесленник, лауреат престижных Республиканских и международных конкурсов, автор молодёжных экотуристических программ согласился поговорить с журналистом «Витебского курьера news» про то, что происходит в Беларуси с общественной экологией и с теми людьми, которые пытаются в сложных условиях хоть немного защитить природу.
инструктор по выживанию Игорь Пастухов
Игорь Пастухов, тренер-инструктор по ОФП также называет себя «тренером глубинной экологии человека». Товарищ-волонтёр ОО «ЭКОДОМ», «АПБ», лауреат конкурсов «Познай Беларусь 2008» и ПРООН ЕС «Расскажи о биоразнообразии». Фото из личного архива. Фото предоставлено Игорем Пастуховым
— Игорь скажите как давно вы в общественной экологии ?

С 2000 года я стал волонтёром общественной экологической организации ОО «ЭКОДОМ», официально (и, кстати, совершенно бесплатно) занимаюсь вопросами экологии. Также являюсь волонтёром  АПБ и состою в товариществе «Зелёная Сеть». С 2016 года я — координатор экологической инициативы «Зелёный Дозор» (проект товарищества «Зелёная Сеть») по северо-западному региону Белорусского Поозерья (Повилье). Это частично Поставский, Мядельский и Островецкий районы.

Но на самом деле, в общественной экологии я со школы. Первое публичное своё «экодействтие» совершил наивным школьником в 1980 году — написал письмо в президиум ЦК КПСС лично Леониду Брежневу с объяснением нерациональности и опасности для природы страны проекта поворота северных рек путем «малых атомных взрывов».

Ответ из ЦК мне, конечно, не пришёл, Брежнев скончался, а от поворота рек отказались под натиском общественности и честных неангажированных учёных.

С того момента начался распад СССР.

Вот такая история.

Пастухов
Игорь Пастухов
— Расскажите про успехи ваших коллег и ваши лично в деле сохранения природного достояния Беларуси

Только за 2016 год вместе с командой «Зелёного Дозора» нашего региона решили 33 экологических проблемы — от уборки векового мусора в лесах и озёрах, например, в Поставском районе в межозерье озеро Волчино — озеро Должа.

мусор в лесу
Фото Игоря Пастухова

Для того, чтобы приучить туристов убирать за собой, а организаторов — следить за порядком на территории проведения мероприятия, координатор «Зелёного дозора» использовал несложную схему. Как оказалось, она работает.

Вот, собственно, эта схема, которой может пользоваться каждый:

  1. Установите собственника территории (в описанном случае это Поставский лесхоз) и источник мусора (Поставский районный исполнительный комитет, приглашающий и контролирующий туристов).
  2. Направьте организациям коллективное заявление с фотографиями нарушений обращения с отходами и требованием «Убрать мусор силами тех, кто его создал и допустил».
  3. Можно также, как это сделали активисты Зелёного дозора, предложить организовать встречу и обсудить экологические проблемы региона.

Все просьбы, которые активисты изложили письменно, были выполнены: исполнительный комитет подтвердил нарушение, отчитался о его ликвидации и высказал готовность встретиться. Кроме того, власти письменно сообщили, что Поставский лесхоз устанавливает 6 камер видеофиксации.

Занимались мы и наведением порядка на участке строительства ВЛЭП от АЭС с опубличенным вскрытием технических косяков, которые могли привести к катастрофе и материальным потерям.

Как рассказывал тогда Игорь Пастухов, расширение полосы вырубки по сравнению с заявленной в Оценке воздействия на окружающую среду привело к вырубкам дополнительных тысяч кубометров леса первой категории. Однако не весь вырубленный лес был вывезен, часть его была брошена на месте строительства. Тогда эколог говорил, что древесину поделили на „нужную“ и  „ненужную“. „Нужная“ — это стволы от 12−18 см и выше, включая ценные породы, такие, как дуб. „Ненужная“ древесина, до 12−18 см в диаметре, брошена гнить — а это тысячи и сотни тысяч кубометров. Этой древесины хватило бы, чтобы отопить зимой такие небольшие городки Беларуси, как Поставы или Копыль.

Лукашенко пригрозил России «штрафными санкциями» за срыв стройки БелАЭС
Источник фото: belrynok.by

И самый как мы считаем, важный известный решённый кейс — это противодействие проекту строительства фермы КРС на 1800 голов. Это проект Российской компаниии «Детскосельский Городок» в водосборе озера Нарочь с перспективой  неконтролируемого слива навоза по каналам в реку Малиновая и далее в Нарочь, включая слив навозных стоков в Нарочь от «непереваренных» тонн-эшелонах навоза, разбросанных по полям водосбора озера Нарочь. И мы, экологи, тогда Нарочь отстояли, доказали её выгоды пред потерями, если бы этот проект был реализован. И, заметьте, государство даже спасибо нам не сказало.

После того, как активисты поняли, что проект разместили в незаконном месте, они отправили ряд запросов со своими выводами и критическими замечаниями в госинстанции, в том числе и в Минприроды. В ведомстве изучили отчёт об Оценке воздействия на окружающую среду и вынесли вердикт: размещение объекта противоречит режиму нацпарка.

— Кто или что мешает вашей деятельности?

При решении  экологических проблем в большинстве случаев их источником являются, увы, государственные учреждения (будь то прямо или косвенно,т.е. с удобным необращением внимания на такие нарушения третьими лицами).  К сожалению, часть этих проблем лежит в политической плоскости, т.е. являются политическими решениями с сиюминутной выгодой, без перспективы на дальнейший успех.

В результате общественные независимые экологи в их решении вынужденно втягиваются в политическое противостояние. Для примера вот такие истории: Брестский аккумуляторный завод, Светлогорский ЦБК, строительства ресторана в Минском природном заказнике «Лебяжий»  с нарушением законодательства в части обязательного участия общественности ещё на стадии проектирования, это и  проект Е-40по спрямлению реки Припять,  и постановление Совмина от 2010 г . за № 794по осушению целой сети белорусских болот, который экологи тоже отбили.

А ведь случись это, и часть Минской и Могилёвской  областей остались бы без воды в колодцах и экспортной клюквы, включая усохшие сосновые боры. Мы же знаем, что уровень воды повсеместно падает. Странно, что Совмин и правительство это не так волнует, как надобно бы.

И конечно же, Островецкая АЭС, строящаяся без проекта до 2013 года и с известными косяками (от уроненного реактора до сгоревших трансформаторов после торжественно-помпезного пуска АЭС 7 ноября 2019 года). Кстати, все это стало известным благодаря общественности.

И тот же проект грандиозного мегакоровника в водосборе озера Нарочь. Решая экопроблемы, экологические общественники постоянно сталкиваются с разного рода «вниманием и наездами» от госорганов. И последние события тому подтверждение. Когда в период с осени 2020 по зиму 2021 у экологических активистов провели обыски якобы по возможному участию в деле «гродненских террористов». И это при том, что вопросы, касаемые этого дела, длились несколько минут, а обыски часы. 

Напомним, Игорь Пастухов попал в ряд местных жителей, к кому проявили интерес гродненские следователи. Приехали к экоактивисту в глухую деревню на границе с Литвой в конце января. По словам Игоря, основанием для обыска был поджог автомобилей в Гродно осенью 2020 года, который приписывают группе Автуховича.

По делу поджога транспортных средств Пастухову показали фотографии какого-то человека, попросили опознать. Но Игорю человек был не знаком.

Затем приступили к процедуре обыска.

Отметим, что Игорь Пастухов делает из хлама сувениры индейские стилизованные индейские ножики и плотницкие топорики, сочетая старые, ненужные вещи и природные материалы – сейчас это модное экологическое течение «ZeroWaste».

нож
Один из тех самых ножей. Фото Игоря Пастухова

У активиста изъяли 28 единиц тех самых изделий, составив на них краткое описание с замерами длины и характеристиками. Ножи забрали на экспертизу.

— При этом было сказано, что очевидно – это не холодное оружие, но судебным экспертам должны показать, – рассказал Игорь. – Просматривали и технику. Телефон у меня кнопочный, его забирать не стали. 

Я не понимаю, зачем же власть  на пустом месте  стремится придумать и «найти  ведьм»!? Попытки запугать никак не добавляют уважения и не вызывают стремления к диалогу   о котором всё время вещают с каналов БТ.

— Как вы пришли к защите природы и откуда у вас любовь к природе?

С детства уже видно, к чему предрасположен ребёнок. Моя мама занималась туризмом, подводной охотой, ходила в горы и покоряла Эльбрус. В ярких картинках своего детства помню палатки, походы в лес, ночёвки на озёрах и тёплую спину лошади. Лошади — это моя страсть! Одно время был берейтором в Дуддутках.  

ребенок на лошади
Фото Игоря Пастухова

Ведь генетически предопределено многое! Мой отец был жокеем Пятигорского конезавода. Дед тоже был жокеем и даже несколько раз выигрывал «Сталинские призы». Но, пожалуй, в нашем роду самым известным был мой прапрадед Андрей Васильевич Пастухов. Он был первым императорским картографом Кавказа, а также публицистом и собирателем этнорассказов и рассказов о природе. Его рассказ о ночёвке под молниями на горе Казбек — шедевр в мире литературы. Александр Васильевич был ещё и орнитологом, кроме того, первым изобретателем альпинистских кошек, которыми пользуется сегодня весь мир. Андрей Пастухов первый в 1890 году. без проводников совершил восхождение на Эльбрус и  первый покорил Казбек. И сегодня под Эльбрусом устроен альпинистский приют, названный именем моего деда, — «Приют Пастухова». А еще именем Андрея Пастухова названа гора в Антарктиде, а на Кавказе — перевал и гора.

— Расскажите о вашем эксдиректорстве в заказнике «Сорочанские озёра»

Проработал я там недолго, но очень плодотворно. Меня уволили в 2009 году за мою активную позицию по устройству заказника и неприятию АЭС рядом с заказником. В критике ОВОС проекта, как и в личном обращении в Совмин, я объяснил, что негативного произойдёт для природы региона и конкретно заказника «Сорочанские озёра» в случае реализации планов по строительству АЭС. И ведь угадал, так и произошло. Заказник стало посещать больше людей в разы, чем до строительства. А ведь это вытоптанные леса и кучи мусора на озёрах, которые тоннами убирал именно я с лесниками, оллегами и  детьми.

Ну, а история с установкой пограничного заграждения — двухметровой сетки — доканала заказник. В результате этого проекта от заказника отрезали несколько гектар самых нетронутых заповедных территорий. Чтобы  было понятно, перетяните себе руку проволокой и посмотрите, как себя будете чувствовать. Вот так и экосистемы взаимосвязаны  и реагируют на негативные изменения. 

Весна, нарочь
Фото Игоря Пастухова

Я был организатором сноса начальствующих самостроев на озере Тумское в 2013 году, а в 2011 выиграл конкурс ПРООН «Расскажи о биоразнообразии». Мой рассказ, опубликованный в журнале » Мир природы», выиграл конкурс, и я стал лауреатом  и получил бумажный диплом, а государство с большим удовольствием «распилило» выделенный на конкурс грант. Заказник занял почётное четвёртое место в десятке ТОП диких мест Беларуси. 

Также я был инициатором увеличения площади заказника с 13 тыс. га до 15 тыс. га против совминовского плана о его сокращении на 2 тыс. га с использованием бюджетных средств, выделенных на увеличение площади заказника. Каково звучит?!В результате моего расследования и вынужденного противостояния и «бодания» с властью площадь заказник всё-таки увеличили в 2014 году.

— Расскажите о ваших творческих успехах

С детства увлекался и продолжаю увлекаться рисованием, мои картины участвовали и побеждали в выставках. Моё имя внесли в детскую художественную энциклопедию. Сейчас больше нравится реставрация старинных предметов, работа с деревом, металлом, вторсырьём. Есть такое направление «ЭКОАРТ». Это когда из мусора своими руками ты что-то делаешь полезное. Ну и конечно же любимое хобби — это путешествия, съёмки дикой природы и публикация рассказов о ней. 

— Расскажите, как вы занимаетесь организацией интересных турпрограм для молодёжи

Я первый в Беларуси придумал проект по обучению детей и молодёжи навыкам выживания в дикой природе и городских джунглях, экологической безопасности и принципам экологического туризма.  В 2005 году эту программу  несколько раз пытался реализовать в одном из районов Минской области.

Дети жгут костер
Фото Игоря Пастухова

Когда Минспорта и туризма выделил крупную сумму на развитие туризма в районе, я предложил свои программы  с моим же участием. В результате в районе впервые в истории Беларуси развивалось бы предложенное мной направление  для детей и молодёжи. В рамках проекта свою зарплату я сам же себе и зарабатывал бы, а район мог бы получать прибыль. Дети, родители и руководство были бы довольны. Но власти мне ответили примерно так: «Чем развивать ваши молодёжные турпрограммы в районе, мы за гораздо меньшую сумму от этих госденег (выделенных на развитие спорта и туризма в районе) лучше купим парочку палаток, ящик напитков, да и пожарим шашлыки на природе. А в отчёте напишем, что провели турслёт».

Дети в походе
Фото Игоря Пастухова

Через три года, в 2008 году, моя отвергнутая районным начальством программа стала лауреатом конкурса «Познай Беларусь «.  

В 2018 году в Поставском районе в отделе спорта и туризма, увидев мои программы, тут же предложили сотрудничество и просили не устраиваться никуда на работу до весны 2019 года, чтобы начать совместную работу по развитию экотуристического-приключенческого направления в Поставском районе.

Поездка на байдарках
Фото Игоря Пастухова

Предложенный мной концепт с реальным наполнением  экотуристической фотовыставки также вызвал одобрение, тем более все заработанные средства предлагал направить исключительно на развитие спорта и туризма в районе. И вот пришла весна, я своё обещание выполнил. Но только я. На вопрос «Так что же случилось-то?!» ответ «Ну, вы же понимаете…» Конечно, понимаю. Вероятно, это «чёрная метка» за мою экологическую деятельность? За убранные тонны мусора, за сэкономленные миллионные средства, за противодействие строительству православной церкви в глухом лесу , но зато на панорамном берегу заповедного озера Болдук в католической и дачной деревне Станчики?

— Какие перспективы видите перед собой в наше тяжелое время?

Прошло 26 лет и, как у Ильфа -Петрова в «12 стульях», хочется резюмировать, глядя на бесполезно, в мучениях и борьбе с ветряными мельницами, проходящую жизнь. Она становится похожей на уныло и бестолково проплывающие по воде стулья с зашитыми в них брильянтами. Никто нас, экологов, не любит. Эххх, кроме прокуратуры, райкома и «гамона», которые, кстати тоже нас не любят.

Кто я и кто мы теперь? Куда мы теперь?

Тоска.

Метки: , , , , ,
Комментарии: