Фотоистория про песчанку в Новолукомле. Почувствуй себя Дэвидом Аттенборо!

Автор:
Опубликовано:
10
Сентябрь
2020
Комментарии: нет комментариев
Рубрики: Авторы Экология


Эта фотоистория родилась семь лет назад. Тем не менее, именно сейчас наступает тот период жизни у многих птиц, когда и вы сами можете стать свидетелями пребывания редких «гостей» во время их невероятной способности к миграции! Зачастую эти виды даже не гнездятся в Беларуси, но встреча с ними тоже большая удача!

Фото Виталия Кощеева
Фото Виталия Кощеева

Одним сентябрьским даже не утром я вышел побродить с фотоаппаратом в черте Новолукомля. Надежды на какую-либо съемку особо и не было. Погода пасмурная, редко выглядывало солнце. Решил осмотреть пляж: потренировать глаз в подсчете уток, лысух, чаек.

Мое внимание уже издалека привлекла группа небольших птиц, копошившаяся на берегу озера Лукомское. «Кулики!» — сходу промелькнуло в голове. Но какой вид? А может и не один? Еще не было понятно.

Фото Виталия Кощеева
Фото Виталия Кощеева

Не думайте, что орнитологи все родились с видовыми знаниями о птицах. Так и на тот час я видел новый для себя вид птиц, который к тому же вел себя не совсем обычно: мелкие кулички со светлым телом (6 особей) очень близко подпускали, безмятежно обыскивали на предмет корма не совсем безлюдное место – городской пляж — и на людей не особо реагировали.

Хорошо рассмотрев «приметы» птиц в бинокль, я достал из рюкзака свой полевой определитель птиц.

Итак, по определителю (его необходимо иметь именно для таких случаев), основная группа птиц – «песчанки» (6 особей). Кроме того, среди них присутствуют молодые экземпляры «чернозобиков» (3 особи)!

Фото Виталия Кощеева
Фото Виталия Кощеева
Фото Виталия Кощеева

Песчанки для меня были новым видом, потому я судорожно достаю фотоаппарат и медленно начинаю подходить к мелким куликам. Снимаю группу невиданных птиц с расстояния. Делаю несколько документальных кадров на случай, если птицы все же улетят. Далее с фотоаппаратом приближаюсь к «цели» по пять метров, с остановками – никакой реакции от птиц не последовало. Кулики методично обыскивают берег: песок и камни под водой — на предмет личинок насекомых и других беспозвоночных. Несколько общих кадров — и вперед, ближе к цели. Порой вприсядку, а порой и на четвереньках!

Фото Виталия Кощеева
Фото Виталия Кощеева

В стороне я вижу людей, которые наблюдают за мной: для них, видимо, стало предметом любопытства мое поведение, а не птицы. Но я, совсем не обращая на них внимания, делаю то, что мне нужно. И вот уже лежу, поскольку до птиц всего 5-6 м. Но песчанки занимаются своими «делами» и не реагируют на мое присутствие. Тут я начинаю фотографировать все их движения и суету — напряжение с рук снялось. Пробую двигаться ближе… И вот я уже в их компании: лежу у самого уреза воды!

Фото Виталия Кощеева

В этот момент съемки чувствую себя Дэвидом Аттенборо!

Если вам приходилось смотреть документальные фильмы с его участием, то одной из фишек этого учёного является то, когда ведущий снимается вблизи на фоне птиц, о которых идет речь. Но одно дело — на тропических островах, и совсем другое – здесь, в городской черте, с птицами тундры.

Фото Виталия Кощеева
Фото Виталия Кощеева

Конечно, есть различные подходы к фотографированию птиц и животных. Например, вы захотели сфотографировать зяблика – самую многочисленную птицу из семейства Вьюрковые. Не стоит ехать за этим видом в лес, поскольку там зяблик будет проявлять большую осторожность к фотографу, нежели в городской черте, где он привык к людям и не ассоциирует их с опасностью. Поэтому лучше снимать зяблика в городе.

Другой пример – поведение кряквы. В черте города эта птица может чуть ли не с руки брать корм, а на естественных водоемах – крайне осторожна! Птицы также адаптируются к человеку: в местах, где ведется охота, пернатые на стороже, где охоты нет — птицы более «лагодныя». А что касается кряквы, то птица и старается держаться близ населенных пунктов, где не стреляют.

В моем случае история более интересна. Мелкие кулички, столь мило «разрешившие» мне фотографировать себя, могли и вовсе никогда не пересекаться с людьми, т.е. не видеть охоты и других отрицательных выпадов человека по отношению к себе. Гнездятся они в безлюдной тундре, потому и поведение их не отличалось крайней осторожностью к людям в целом и ко мне в частности. Кроме того, миграция птиц — это довольно энергетически затратный процесс, требующий от пернатых невероятных усилий.

Куличкам для продолжения перелета необходимо много питаться, чем они и занимались у нас на городском пляже, который был облюбован ими с высоты птичьего полета. Дистанция перелета может быть ощутимой даже по меркам человека: от географического уровня Шпицбергена, арктического побережья Сибири до Западной Европы, побережья Африки, островов Индийского океана, Индии, Новой Гвинеи и даже Австралии!

Фото Виталия Кощеева
Фото Виталия Кощеева
Фото Виталия Кощеева

Я же поснимал этих птиц с минимального расстояния, получил массу положительных эмоций и пополнил коллекцию фотографий нового для себя вида! Уже на следующее утро птиц на этом месте не оказалось — они продолжили свой длительный нелегкий путь, оставив мне на память десятки фотографий!

Надеюсь, моя история с песчанками вдохновит вас взять в руки фотоаппарат, бинокль, чтобы выбрать еще одно безобидное для дикой природы хобби и открыть свой видовой список птиц.

Фото Виталия Кощеева
Фото Виталия Кощеева

Как орнитолог «охотится» за цаплями под Новолукомлем. Такого вы точно не видели!

Фотоохота на воробьиного сыча. «Восторга не было границ, какая маленькая сова!»

Метки: ,
Комментарии: