Где 100 лет назад в Витебске производили мыло и тройной одеколон высшего качества
«На губах ТэЖе, на щеках ТэЖе, на глазах ТэЖе, целовать где же?»
Это сегодня губная помада и пудреница есть в сумочке практически каждой женщины. А сто лет назад большинство витебских красавиц могли об этом только мечтать. Какой косметикой пользовались жительницы нашего города в то время и где в Витебске сто лет назад производили мыло и тройной одеколон высшего качества?
«Витебский курьер news» вместе с ведущим архивистом Государственного архива Витебской области Светланой Мясоедовой собрал интересные факты.

«Девушки-красавицы, вы не мажьте рожи, лучше мы запишемся в Союз молодежи»
После Первой мировой войны многие витебские женщины отказались от длинных волос и перестали пользоваться косметикой: купить ее было негде и не за что. Молодое советское государство пропагандировало здоровый образ жизни, обязательное мытье рук, дезинфекцию воздуха. В условиях войны, распространения инфекционных заболеваний приучить людей к гигиене было жизненно необходимо. Использование же косметики являлось необязательным и объявлялось вульгарным. У советской женщины было много более важных дел.
Девушки-красавицы, вы не мажьте рожи, лучше мы запишемся в Союз молодежи — призывала реклама того времени.
Парфюмерные фабрики, которые перед Первой мировой войной процветали, превратились в мыловарни. Они в основном входили в структуру московского треста «Жиркость», название которого впоследствии сократили до более поэтичного «ТэЖэ».
Косметику в Россию везли из-за границы. Американские крема, мыло против веснушек, красноты, желтых пятен, загара, угрей и других недостатков, для белизны и нежности кожи фирм «Имша» и «Казими» пользовались большой популярностью у модников.

Первые косметические производства в Витебске
Несколько человек из бывших витебских парфюмеров и провизоров создали в конце 1919 года «Первую трудовую рабочую артель по производству техно-косметических препаратов». Но спустя несколько месяцев артель перешла на выработку чайного, кофейного и ягодных экстрактов, потому как не было сырья для косметического производства.
В начале 1920-х годов советские женщины поняли, что короткие волосы во всем мире давно уже вошли в моду. Модницы хотели пользоваться косметикой, носить стрижку «Боб» или «Гарсон». Но в мелких витебских магазинчиках, в том числе и аптекарских, можно было приобрести только несколько видов одеколона и вазелин, а также крем импортного производства. Парикмахеры же в качестве дамской стрижки предлагали лишь отрезанные по прямой волосы.

В период с 1 июля 1921 года по 1 января 1922 года в городе было зарегистрировано 5 кустарей по производству косметики, но документов, подтверждающих их деятельность, не сохранилось. Можно только предположить, что они производили скорее «бытовую химию» – крем для обуви, мыло, синьку.
Судя по объявлениям в местной газете «Заря Запада», в середине 1920-х годов в Витебске по-прежнему продавались лишь американский крем фирмы «Имша» и российская «несмываемая жидкая краска для бровей, ресниц, волос и усов» частного производства.
Как в Витебске мыло варили
В 1924 году в Витебске создается артель химиков, которые собираются производить мыло и одеколон. У истоков стоят четыре человека: лаборант, Казимир Любомирович Бенкендорф, в прошлом управляющий аптекой Красного Креста Николаевского стационара и лечебницы при общине сестер милосердия, заведующий и двое рабочих. Позже к ним присоединяется еще и опытный мыловар.
Коллектив химиков работал на нижнем этаже двухэтажного каменного здания бывшего магазина на улице Шоссейной (сейчас – улица Советской Армии).

В трех комнатах производилась варка, сушка и упаковка мыла, приготовление и розлив одеколона. В рекламном объявлении сообщалось, что коллектив производит одеколон тройной высшего качества, мыло зеленое, туалетное разных сортов, хозяйственное и семейное, туалетные воды хинную – против выпадения волос, лесную и сосновую – для дезинфекции и освежения воздуха в помещении, вежеталь для смачивания волос.
Благодаря своему высокому качеству витебский одеколон завоевал рынки сбыта в Минске, Москве и Смоленске. У предприятия появилось несколько агентов (вояжеров), которые занимались сбытом продукции и поддерживали связи с лучшими торговыми предприятиями России.
Витебские парфюмеры на равных конкурировали с предприятиями Минска и Ленинграда.
Как ни странно, но до местных потребителей одеколон витебского производства практически не доходил. Окружное фармаправление, имеющее сеть магазинов, настаивало на сбыте через них тройного и цветочного одеколонов. Но в магазинах как и раньше продавался лишь импортный товар трестов «Жиркость» и «Химуголь» из России, а также американские «Имша» и «Казими».

Тройной одеколон высшего качества
Основной доход витебскому коллективу приносил выпуск тройного одеколона. Это был абсолютно мужской продукт. «Умывать» им лицо, а в некоторых случаях и голову, являлось не парфюмерной, а обязательной гигиенической процедурой. После бритья часто оставались порезы, которые необходимо было обрабатывать средством с большим содержанием спирта. Таким средством и был тройной одеколон.

Синька для белизны белья
Для расширения производства витебским мастерам нужен был новый вид продукции. Им стала синька. В ее основе лежала смешивание двух красок в порошке, к которым добавляли крахмал, серную и щавелевую кислоты, воду, спирт, стабилизатор камедь. Все это размешивали в корыте лопаткой, раскладывали на деревянных листах и сушили в течение суток. Затем полученное вещество раздавливали лопаткой и сушили в печи на железных сковородах день. Высушенную массу размалывали на жерновах в порошок, который прессовали в брикеты, заворачивали в фольгу, белую бумагу и складывали в коробки по 12 штук.
В таком виде витебская синька поступала в магазины и прачечные. Ее добавляли в воду при полоскании. Белье выглядело белее, становилось «хрустящим» и казалось более чистым.
Всем рабочим, занятым на производстве синьки, предприятие предоставляло еженедельно талон в баню и 100 грамм мыла. А работнику у пресса выдавали ежедневно бутылку молока, поскольку он был занят на вредном производстве.

Государственная химическая лаборатория «Заря»
Лаборатория продолжала расширяться. Началось производство нового продукта – олифы, затем – лака.
В ноябре 1928 года артель официально переименовали в государственную химическую лабораторию «Заря». Она состояла из олифоварочного завода, одеколонного отделения, где планировалось начать выпуск духов, отделения синьки и обувной мази. Предполагалось расширение штата сотрудников до 50 человек. В 1929 году был разработан и готов к выпуску новый продукт – душистый борный вазелин.
Основной проблемой лаборатории был не сбыт продукции, а наличие сырья. И пока на «Зарю» поставлялись эфирные масла ландыша, сирени, орхидеи, свежего сена, эссенции разных запахов и другие ингредиенты, продукция производились аккуратно и в срок.
До местного потребителя витебская парфюмерия почти не доходила, распродаваясь ведрами через вояжеров в крупнейших городах России.

Вместо послесловия
Ассортимент товаров отечественного производства значительно увеличился в 1930-х годах. Связано это было с бурным развитием косметических предприятий Москвы, Ленинграда и других городов.
В 1936 году СССР занял 3-е место в мире по производству данного вида продукции после США и Великобритании, обогнав даже Францию. Косметики в стране стало много. В магазинах и на складах Витебской межрайонной конторы Белторга представлено было более 25 наименований пудры, одеколона, духов, крема, 6 видов помады. Основным их поставщиком по всему Советскому Союзу были московский и ленинградский тресты «Жиркость», более поэтично названные сокращенно «ТэЖе» и «ЛенЖетом» соответственно.
Витебск, согласно архивным документам, занимал 3 место в БССР по потреблению косметики после Минска и Гомеля.
На губах ТэЖе, на щеках ТэЖе, на глазах ТэЖе, целовать где же? – такая присказка стала своеобразной приметой времени.
А витебской лаборатории становилось все труднее конкурировать со столь крупными предприятиями.
«Витебский курьер news» благодарит за предоставленную информацию Светлану Мясоедову.
Где в Витебске делали венские стулья, которые продавались в Москве и Ленинграде.
Что пили в Витебске сто лет назад. «Хинная горькая» и водка «Ерофеич» с корнем дягиля.
Подписывайтесь на нас в: Яндекс, Дзен, Google Новости, Telegram-канал, «секретный» Telegram-чат!