Где в Витебске находилась бывшая фашистская тюрьма СД-9

Автор:
Опубликовано:
11
Май
2020
Комментарии: нет комментариев
Рубрики: Авторы История
страшное место, где провели свои последние дни герои витебского подполья


Низкие потолки, люк с глубоким колодцем, маленькие фотографии и надписи на кирпичных стенах — так сейчас выглядят бывшая фашистская тюрьма в Витебске. Застенки СД-9, подвалы, которые были тюремными камерами для героев витебского подполья. Здесь мучили Софью Панкову, Веру Хоружую, Раису Шерякову, Эдуарда Гребенькова, Лидию Березкину.

С августа 1941 по декабрь 1943 года через застенки прошло около 10 000 человек. Сейчас в этих подвалах находится экспозиция музея, единственного в своем роде на постсоветском пространстве.

Дом на Крылова, 7 — бывшее здание довоенного политехнического техникума и бывшая фашистская тюрьма. Фото Ивана Щитенко

В 1941 году два картельных органа — тайная и полевая полиция по эгидой Абвера открывают тюрьму тайной полевой полиции в Витебске. В застенках находились патриоты, антифашисты, подпольщики, партизаны — люди, которые были связаны с подпольем и антифашистским движением, — рассказала «Витебскому курьеру n» экскурсовод Ксения Дружкова. — Арестовывали одного, а дальше разрабатывался ближний, средний и дальний круг человека. Поэтому получалось, что в тюрьму попадали даже те, кто каждое утро здоровался с арестованными, живя на одной улице.

Экскурсовод Ксения Дружкова провела для нас экскурсию на 9 мая. Фото Ивана Щитенко

В 1944 году подвалы СД-9 обнаружил Абрам Яковлевич Брин, «прадедушка» белорусского бокса: осматривая здание, которое хотели отдать под администрацию будущего завода, в одной из комнат он обнаружил дыбу, в другой — станки для выдергивания ногтей и загона под ноги игл. А в конце коридора Абрам Яковлевич обнаружил приоткрытую крышку люка, который вел вниз, в подвал.

Вход в подвал с экспозицией. Во время войны сюда можно было попасть только изнутри здания. Фото Ивана Щитенко

Витебск был оккупирован на двадцатый день войны, 11 июля 1941, и превращен в огромный концлагерь. На начало войны здесь проживало 168 000 человек, на момент освобождения в городе осталось лишь 118 жителей.

В городе было пять концлагерей в черте, гетто на правом берегу и вот эта страшная тюрьма, из которой практически никто не вышел живым. Когда в 1945 году в Витебск приехала американская экспертная комиссия, они описали город так: «Витебск город мертвый, восстановлению не подлежит. Вокруг города ожерелье из мертвых тел».

Казнь еврейской девочки в Витебске, страшные кадры времен оккупации Витебска. Фото Ивана Щитенко

Четыре камеры, из них один «карцер», и коридор с надзирателем. Внутри камер — нары в полметра, полати или солома. На верхних этажах здания, над подвалом, велись допросы и пытки.

В 1940-х, когда здесь находилась тюрьма СД, этот подвал был глухим, без окон, температура в нем не поднималась выше нуля. Из этого здания заключенных вывозили на смерть — в пятый железнодорожный полк, концлагерь для военнопленных и гражданских. До сих пор район в конце современной улицы Титова называют «Пятым полком», теперь там, за многоэтажками, стоят на поле кресты.

Камера тюрьмы СД в Витебске. Фото Ивана Щитенко

Осенью и весной в подвалах бывшей тюрьмы СД до сих пор поднимается вода по щиколотку, так, что ее приходится здесь откачивать. Несмотря на то, что здание стоит на Успенской горе, грунтовые воды подходят к нему очень близко.

На стене первой камеры можно увидеть восстановленные надписи, оставленные узниками. Имя «Эдуард Гребеньков» принадлежит подростку, бывшему связным. Долгое время родные считали его без вести пропавшим.

Надписи на стенах камеры. Фото Ивана Щитенко
Фото Ивана Щитенко

Узниками витебской тюрьмы были врачи Михаил Мурашко и Радимир Махнов, последний — сын знаменитого великана Федора Махнова, которому, совсем недалеко от тюрьмы, на улице Суворова, теперь стоит памятник.

В местных подвалах держали и группу Лиды Березкиной, 18-летней подпольщицы, планировавшей взорвать немецкий узел связи в жандармерии, которой тогда была городская Ратуша. Лида Березкина поверила молодому «антифашисту» и рассказала ему об операции, после чего была схвачена и убита.

Памятник витебским подпольщикам недалеко от Смоленского рынка. Фото Саши Май

В третьей камере подвала мучили Веру Хоружую, которая была послана объединить 57 подпольных групп Витебска в единую организацию. Справившись с задачей, подпольщица была выдана предательницей и провела свои последние дни в этой тюрьме.

Вера Хоружая. Фото Ивана Щитенко

О том, что происходило в этом страшном подвале, рассказала 18-летняя разведчица Анна Киташова, одна из немногих выживших из Витебской тюрьмы СД. Прошедшая концлагерь и пережившая войну, девушка столкнулась со множеством унижений и после. В том числе, 4 месяца она находилась в советской тюрьме по обвинению в сотрудничестве с оккупантами.

Вера Хоружая получила звание героя СССР посмертно только в 1960 году, после смерти Сталина. С 1959 года в здании бывшей тюрьмы СД в Витебске стали проводить экскурсии и начал работать музей.

Читайте также на нашем сайте Как жили горожане в оккупированном Витебске.

Метки: ,
Комментарии: