Из Беларуси в Латвию сбежали отец и сын Кузнечики

Автор:
Опубликовано:
9
Июнь
2022
Комментарии: нет комментариев
Рубрики: Беларусь Витебск Политика


Виталий Кузнечик и его сын Владислав, более полутора лет жившие в посольстве Швеции в Беларуси, смогли сбежать в Латвию.

О том, чтобы покинуть посольство, Кузнечики задумывались давно. Их ситуация перестала двигаться в какую-либо сторону. Шведские власти отказались предоставлять белорусам какой-либо статус.

— Они в принципе не очень хотели, чтобы мы там находились, — объясняет Владислав. — Но наш юрист Вадим Дроздов подал жалобу в Комитет против пыток ООН. Там признали: мы можем находиться легально на территории посольства. Нас не могли выдать властям Беларуси, власти же Швеции не хотели нам давать какой-либо статус. Объяснили тем, что если это сделают, то будет прецедент. И тогда во все посольства Швеции в мире будут прыгать через заборы.

Дальше у Кузнечиков было два варианта: либо продолжать жить в посольстве неизвестно сколько, либо рискнуть. Витебляне выбрали второе.

— После того, как освободили Наталью Херше, мы хотели попросить дипломатов помочь нам как-то выбраться в Украину. Но потом началась война — и все, — говорит Владислав.

Тогда отец и сын стали рассматривать другие страны. Искали самый неочевидный вариант. Поэтому выбрали Латвию, куда белорусы эмигрируют не так массово.

— Куда сейчас все бегут? В Польшу или Литву. А это значит, что там усиленный контроль, — рассказывает Виталий. — На самом деле, с выбором не прогадали. Как нам уже потом рассказали латвийские пограничники, у них на границе стоит один забор. А вот на литовской — двойной, а на польской — тройной.

После того, как выбрали страну, Кузнечики стали продумывать план действий. Вслух его не обсуждали: боялись, что в здании стоит прослушка.

— Завели разговор про то, как встретиться с семьей, а параллельно писали, что хотим покинуть посольство. Сотрудники ответили, что ничем нам помочь не могут. Тогда мы попросили их вывезти нас на обследование в соседний город (ранее Владислав Кузнечик перенес рак, поэтому он должен регулярно обследоваться. — Прим. ред.). Некоторое время назад подали запрос. И, если честно, не думали, что нам быстро ответят. Рассчитывали на несколько месяцев.

Но днем первого июня сотрудники посольства пришли к отцу и сыну с положительным ответом от руководства.

— Они сказали, что отвезут нас на обследование, дали на сборы несколько часов. Мы, конечно, такого скорого ответа не ждали. План у нас был продуман, но не в мельчайших подробностях. Но все-таки решили рискнуть, — продолжает Кузнечик-младший.

Главной сложностью, которую нужно было преодолеть при выходе из здания посольства — это каким-то образом не попасть на камеры. Силовики повесили их на соседних с посольством зданиях, чтобы постоянно следить за отцом и сыном. Между тем, посольство Швеции находится не очень далеко от здания ГУБОПиК и КГБ. Кузнечики добавляют: в случае чего приехать к зданию могут довольно быстро.

— Как-то к посольству приходила знакомая, она в Минске живет. И мы вышли с территории. Так вот буквально через 15 минут приехала машина и нас стали снимать, — объясняет сын. — Поэтому мы предполагали, что у нас будет не так много времени, чтобы успеть уехать. Если честно, морально были готовы к тому, что нас схватят.

«С собой был компас и „чистый“ телефон, в который мы закачали навигатор»
Так около трех часов дня 1 июня на посольской машине отца и сына отвезли на обследование в соседний город. Как их не заметили силовики, камеры которых находятся с трех разных сторон от здания, до сих пор остается загадкой.

Кузнечики на обследование, конечно, не пошли. Дальше на разных автобусах и электричках добрались до Витебской области. А уже оттуда — на границу. Детальный маршрут своего побега они не раскрывают для безопасности.

— Да, мы ехали к границе в общественном транспорте. Но переодевались, — рассказывает сын. — Я в маске был. Отец перед этим отрастил бороду.

— Я еще и очки надел, у меня же плохое зрение, — включается отец и показывает фото своего свидетельства, которое временно выдали латвийские власти. Там он и правда с бородой — не узнать.

— Знаете, все так складывалось, как будто Бог нас вел. Транспорт находился: вот, к примеру, садимся мы в один из автобусов по маршруту, а он как раз идет именно к стоянке такси (хоть город и небольшой, такси могло и не быть). Там находится водитель, который готов нас отвезти, — говорит Владислав. — А мы уже думали, заночевать где-нибудь, так как боялись, что до рассвета не сможем пересечь границу. Но решили: раз есть такси, нужно ехать.

Еще один счастливый момент был, когда отец и сын попали в пограничную зону. Там должны проверять паспорта, но пост, на котором это делают, оказался закрыт. Белорусско-латвийскую границу они уже пересекали ночью. Шли прямо через лес.

— Не заблудились, потому что у нас с собой был компас и «чистый» телефон, в который мы закачали навигатор, — объясняет Владислав.

Забор на латвийской границе белорусы перелезали. Улыбаются: не привыкать.

— На латвийской стороне мы тоже не останавливались и даже пробежали какое-то расстояние. В итоге добрались до крупной деревни и уже там встретились с пограничниками, — вспоминает Виталий. — Мы показали паспорта, объяснили, что белорусы, что просим политическое убежище. И вы знаете, отношение было к нам очень хорошее. Было даже удивительно.

По подсчетам Кузнечиков, на весь побег они потратили меньше суток. За это время прошли в общей сложности 20 километров (по десять с обеих сторон). Говорят, что на такие скорости не рассчитывали: думали, выезд из Беларуси займет примерно три дня.

zerkalo.io

Владислав и Виталий Кузнечики из Витебска уже год живут на территории посольства Швеции в Минске

Метки: , ,
Комментарии: