Как манипулируют нами в СМИ. Темы, события и вещи (список и разъяснение)

Автор:
Опубликовано:
11
Октябрь
2020
Комментарии: 5 комментариев
Рубрики: Беларусь Политика


Прошло два месяца после выборов президента Республики Беларусь, а протесты всё не утихают. Акции протеста в Беларуси – явление не новое, однако вряд ли кто-то поспорит, что в этот раз ситуация далеко не рядовая.

Нынешние протесты носят мирный характер. Их отличают массовость, повсеместность и стихийность.

Одним из ключевых факторов является то, что на акции против действующего режима выходят десятки и даже сотни тысяч людей из разных социальных групп. Несогласные с результатами выборов и выступающие против насилия по отношению к мирным гражданам белорусы выходят выражать свою позицию не только в крупных городах, но и в маленьких посёлках.

 

Люди выходят на улицы стихийно. Они становятся в цепочки солидарности в своих районах, встречая там единомышленников, проходя мимо, присоединяются к цепочкам, подвозят протестующим воду и еду.

Беларусы приходят поддержать сограждан к местам, где проходят задержания, суды и забастовки.

За всё время была разбита всего одна витрина, но не протестующими, а силовиками. Нельзя не упомянуть установившуюся традицию массового воскресного марша, когда люди собираются дворами, районами и направляются в центр, где встречаются, чтобы пройти многотысячной колонной по центральным улицам города и выразить свою позицию. Ситуацию накаляет и тот факт, что о ситуации в Беларуси сейчас слышно из каждого утюга, ведь протесты продолжаются во многих странах мира.

Очевидно, что такой итог выборов власть допускала и готовилась к нему. В первые дни происходили жёсткие разгоны протестующих, были применены спецсредства. Однако то, что должно было подавить протест, вызвало обратную реакцию. Каждое действие рождает противодействие: на улицы выходит всё больше людей.

Тем не менее, есть вещи, которые всё же работают. Знакомьтесь, пропаганда в государственных СМИ. Однако пока единственное, чего добиться властям удалось, так это разделить общество на два лагеря. При этом поддерживающие устоявшийся за 26 лет режим заметно активизировались. Как так получается, что манипуляции СМИ действуют?

Начнём с того, что большей частью электората Лукашенко были люди из сельской местности, многие из которых за время его правления успели уйти на пенсию. Кроме того, люди старшего возраста помнят времена, когда было туго. Это и разруха, и дефицит товаров, и прочие «прелести» жизни.

Есть несколько причин, почему именно на этой группе людей так эффективно работает пропаганда в госСМИ:

Привычка

Людям старшего поколения уже сложно принять какие-либо изменения, что-то новое. Они так жить привыкли, и им так удобно. Чтобы понять, что они чувствуют, представьте, что вам предлагают держать ручку и ложку ногой, когда вы всю жизнь это делали рукой.

Авторитет

Среди людей, родившихся в 20 веке и проживших в нём добрую часть своей жизни, немного людей с высшим образованием. Эти люди в большинстве своём сразу же после школы пошли работать на фабрики, заводы или в колхозы.

Они никогда не вникали и не вникают в вопросы, в которых они некомпетентны либо считают себя таковыми.

Им нехарактерно стремление к познанию, поскольку они не привыкли познавать (это стремление зачастую развивается и укореняется во время обучения в университете).

Также есть момент, который характерен для всех людей независимо от их образования, жизненных принципов и прочих факторов: мы слушаем людей, которые являются для нас авторитетами, т. е. тех, кто, по нашему мнению, обладают большими знаниями в том или ином вопросе, нежели мы. Для людей старшего возраста таковыми являются «люди в телевизоре».

Государственные СМИ для этой группы людей тоже являются авторитетным, ведь по телевизору врать не будут. Напротив же, интернет не является для них источником информации, которому можно доверять, поскольку, во-первых, это для них ново и непонятно, во-вторых, так сказали по телевизору, а сказанное по телевизору для них – это истина в последней инстанции.

Страх

Страх потерять последнюю копейку, страх, что вернутся талоны, страх, что будет война. С помощью страха человеком очень легко манипулировать. Если человека запугать, он сделает что угодно, чтобы предотвратить событие, которым вы его страшите. Также страх – это та эмоция, которая заставляет активно защищаться или бежать. Бежать нашим бабушкам уже не хочется и не можется, поэтому они действуют.

«Сами не жили и вам не дадим!»

Это как раз тот самый девиз, который характеризует все действия этих людей. Многие молодые люди во время предвыборной кампании столкнулись с проблемой нежелания пожилых родственников слушать и принимать их аргументы против действующей власти и в пользу других кандидатов. Некоторые вообще столкнулись с необоснованной агрессией в свой адрес от близких людей.

Почему так произошло? Здесь дело не в том, что вас не любят и не хотят для вас лучшего. Скорее всего, ваши родственники начали вспоминать всё плохое, что с ними было в жизни: талоны, очереди, вышеупомянутый дефицит товаров, а может ещё войну или майдан по классике. Вы, конечно же, понимаете, что ничего этого не будет, но ваша бабушка жизнь прожила, и она знает лучше вас в силу своего опыта. Бабушка это всё прошла и не хочет такого для вас.

«Я гуляю...» Якубовская
«Я гуляю…»: бумага, акрил. 26 х 26 см

Какие же средства манипуляции используют СМИ? Об этом рассказали психологи Redsale.by.

1. Фашизм

Упоминание фашизма в СМИ напрямую связано с темой БЧБ-символики. Основной посыл таков: под этим флагом ходили фашисты. О других фактах из истории БЧБ-флага (признание бело-красно-белого флага и герба «Погоня» официальными символами БНР в 1918 г., также то, что этот флаг был символом борьбы за независимость нашей страны в 1980-х и государственным флагом РБ в 1991-1995 гг.) сказано не было. Акцент на темных пятнах вызывает исключительно негативные эмоции и такое же отношение.

В данном случае мы имеем дело с целой палитрой таких эмоций: от разочарования до ненависти. То, что с фашизмом надо бороться, заложено у нас в подкорке благодаря полученному косвенному опыту (рассказы родственников о ужасах войны, учебники истории).

акция протеста 23 августа в Витебске
Акция протеста 23 сентября в Витебске. Фото Татьяны Матвеевой

Таким образом, мы наблюдаем направленные на людей с БЧБ-символикой следующие реакции и действия:

  •  Попытка вразумить. Сюда мы относим стремление поделиться полученной информацией и открыть глаза, осуществление этого стремления. Иногда человек даже может выслушать вашу точку зрения, согласиться с ней или же пытаться переубедить. Это самая безобидная реакция;
  • Словесное нападение. Такую реакцию также можно считать попыткой сказать человеку с БЧБ, что он совершает ошибку, но это происходит намного эмоциональнее, как правило, с оскорблениями;
  • Проявление физической агрессии. Такие случаи мы наблюдаем всё чаще. Люди, отвечающие такой реакцией, ставят цель не переубедить, а в прямом смысле бороться. Они не говорят, а действуют, т.е. нападают физически на людей с БЧБ-флагами или другой атрибутикой, пытаются отнять или испортить БЧБ-вещи, сопровождая это оскорблениями.

Интересно, что в отношении митингующих с красно-зеленым флагом подобного поведения не наблюдается, несмотря ни на что.

Выводы сделайте сами, но держите совет: не стоит обижаться на агрессоров или отвечать им так же. Скорее всего, они неплохие люди, просто слишком часто смотрят телевизор.
2. Разделение белорусского общества на два лагеря в соответствии с цветами флагов, под которыми люди ходят на митинги

По одну сторону – лагерь бело-красно-белых, в котором числится «человек двадцать, не больше» белорусов, участвующих в несанкционированных массовых мероприятиях. По другую сторону- «миллионы» беларусов красно-зелёных, которые выходят на, видимо, санкционированные митинги в поддержку действующей власти.

Плакаты противников и сторонников Лукашенко
Плакаты противников и сторонников Лукашенко. Фото: Сергей Мартинович; Павел Вур (sputnik.by)

А теперь немного предыстории: почему, как и зачем появились провластные митинги.

Если кратко, то огромное количество людей, не согласных с результатами выборов, жуткие свидетельства избиений, насилия и пыток мирных протестующих, случаи гибели очень сильно подрывало веру, что власть поддерживает большинство. После появились цепочки солидарности, забастовки и воскресные марши, а белорусов, поддерживающих режим, не было видно нигде. Именно поэтому появились митинги в поддержку Лукашенко. Эти акции, разумеется, освещались в госСМИ, сопоставлялись масштабы митингов провластных и оппозиционных. В то же время интернет заполонили различные видео и свидетельства о том, что на эти митинги отправляют в добровольно-принудительном порядке.

Однако это абсолютно не важно, поскольку поддержка действующего президента таким образом визуализировалась.
3. Угроза извне и игра на триггерах

В СМИ часто можно услышать о проплаченных из-за рубежа протестах. Платит то Россия, то Америка, то ЕС – кто именно, пока точно не понятно, как и не совсем понятно, какой выгоды эти спонсоры для себя хотят. СМИ активно продвигают мысль о том, что страну хотят распилить на части, ограбить и погрузить в рабовладение, и есть только один человек, способный нас от этого спасти.

Фото из телеграмм-чатов Витебска

Почему концепция «наличия внешнего врага и спасителя» работает? Во-первых, мысль «абы не было войны», можно сказать, у нас передается по наследству. Во-вторых, за 26 лет на нашу территориальную целостность не посягали, значит и сейчас не смогут, если у руля останется этот же человек.

Разберёмся с триггерами. Триггер – это событие, вызывающее у человека повторное переживание психологической травмы и негативные эмоции. «Вы хотите, как в Украине?», «майдана не будет», упоминания фашизма – всё это и есть игра на триггерах, которая должна была пробудить страх и поэтому сработать. И сработала!

Дело в том, что, если что-то плохое происходит «не в нашем доме», т.е. далеко от нас, мы не воспринимаем это как опасность. Когда нам навязывают мысль, что эта ситуация может произойти непосредственно с нами, мы неосознанно начинаем это визуализировать.

Когда мы представляем какое-то страшное событие или ситуацию, проецируя на свою жизнь, мы испытываем такие же чувства, как если бы это случилось на самом деле.

Готово: мы делаем всё, чтобы не допустить этого.

4. Смещение фокуса

Если вы помните, то с 9 по 11 августа, когда в Беларуси пропал интернет, начались жёсткие разгоны протестующих светошумовыми гранатами и резиновыми пулями, а также применение насилия в ИВС, по телевизору транслировалась уборка урожая.

Никаких комментариев по поводу происходящего на улицах городов не было. Беларусы в небольших городах и деревнях, которые не успели скачать VPN или не знают, что это такое, жили в неведении несколько дней. Люди не могли связаться с родственниками и друзьями. Очевидно, что за неимением доступа к интернет-ресурсам люди включают телевизор, чтобы узнать новости.

А там всё хорошо – ничего общего с тем, что происходило в реальности.

Такое смещение фокуса дало свои плоды: когда информация начала доходить, у поклонников госСМИ включилась защитная реакция психики – отрицание. Первая группа людей посчитала, что это всё фейк. Вторая уверена, что протестующие были далеко не мирными и сами спровоцировали такое применение силы.

Остальные думают, что на улицах действовали иностранные бойцы, а участникам-белорусам заплатили.
5. Мысль об отсутствии альтернативы

Дело в том, что в телевизор, как правило, не попадают неправительственные люди и их деятельность на благо общества. Среди них бизнесмены, открывающие различные культурные пространства, благотворительные организации и фонды, образовательные центры, создающие рабочие места для людей с ограниченными возможностями.

В итоге, если кто-то из этих людей захочет баллотироваться в президенты, о нём и его деятельности будет мало что известно тем, кто особо не интересовался.

Отсюда возникает мнение, что в стране всё делает один человек, а больше никто ничего не делает.

Таким образом, госСМИ манипулирует нами с помощью чётко выстроенной концепции альтернативной реальности, «другой правды» и «кривого зеркала». Всякая ситуация искажается, переворачивается с ног на голову или вовсе игнорируется. Человек, который не смотрит телевизор, может сказать, что всё это очевидно. Но поверьте, посмотрев пару выпусков новостей можно сомневаться в том, в чём вы твёрдо были уверены.

«Ты был тихоня, дрыщ и трудоголик…» Как поэты реагируют на происходящее в Беларуси

Метки: , , ,
Комментарии: