Как накануне войны на Витебщине проводились массовые военно-тактические учения

Автор:
Опубликовано:
22
Июнь
2020
Комментарии: нет комментариев
Рубрики: Авторы История
игры прошли на высоком патриотическом уровне


22 июня 1941 года началась одна из самых кровопролитных войн в истории. За полгода до этого на территории Беларуси активно проводились массовые военно-тактические учения (игры). Они должны были показать, готово ли население к возможному началу военных действий.

"Боевой листок", посвященный военным учениям
Во время учений. Фото предоставлено Светланой Мясоедовой

«Борьба местных отрядов с парашютным десантом противника»

Так назывались самые массовые учения, которые проходили на Витебщине 31 мая – 1 июня. В них было задействовано немало людей – население сразу нескольких районов: Витебского, Лепельского, Полоцкого, Сенненского, Оршанского, Дубровенского, Бешенковичского, Меховского (сегодня – Городокского), Чашниксого, Толочинского, Россонского, Лиозненского, Дриссенского (Верхнедвинского).

Отказаться от участия в играх было непросто. Единственной уважительной причиной мог стать лишь неоконченный весенний сев.

К учениям готовились заранее. Еще за несколько недель до их начала были оборудованы наблюдательные вышки, организованы штабы обороны с химической, санитарной и вспомогательной командами, ударные группы для оказания сопротивления «противнику», посты воздушного наблюдения, оповещения и связи.

"Боевой листок", посвященный учениям
«Боевой листок», посвященный учениям. Фото предоставлено Светланой Мясоедовой

Задачи, которые стояли перед населением во время учений

Были подготовлены специальные группы «диверсантов», авиадесанта и шпионов из числа военных, комсомольцев, молодежи допризывного возраста и демобилизованных красноармейцев. Они должны были «поджигать» и «взрывать» важные объекты. Населению, в свою очередь, необходимо было обезвредить «противников».

Вечером 31 мая 1941 года ударные группы собрались у штабов обороны в полной боевой выкладке: за плечами самодельная винтовка, в каждом отделении 2 – 3 самодельных пулемета.

Что происходило 31 мая и 1 июня

В 22.00 было введено «угрожаемое положение». Сигналы были переданы по телефону в сельские советы, где с 20 мая дежурили конно-нарочные. Они должны были оповестить население там, где телефон отсутствовал.

В связи с «угрожаемым положением» движение по улицам прекратилось, погас свет, автомобили ездили по городу с погашенными фарами или с синим светом фар. За правильным проведением светомаскировки строго следили патрули. Всех, кто «шатался без дела», задерживали и доставляли в штаб.

Ударные группы были приведены в боевую готовность. Для «бойцов» проводили беседы и читали доклады на международные темы. Была подготовлена культурная программа с патефоном, игрой в шашки, домино и даже организован буфет с холодными закусками и газированными прохладительными напитками.

Условно зараженной газами местностью были объявлены посевы. После объявления химической тревоги начала работать санитарная дружина по эвакуации «пораженных отравляющими веществами» в госпиталь. Санитарные отряды находились там, где были «очаги поражения» и где нужно было оказывать помощь «раненым».

Карикатура, посвященная военным учениям
Карикатура из «Боевого листка». Фото предоставлено Светланой Мясоедовой

Донесения о появлении в воздухе самолетов противника рано утром 1 июня 1941 года начали поступать в районные штабы обороны. Воздушную тревогу объявили с помощью сирены, также были даны тревожные гудки на крупных предприятиях.

Активная стадия игры началась после вводных о том, что сброшен десант противника. К слову, «диверсантов» подвозили к «месту сброса» на автомобилях.

Мнение участника учений

В «Боевом листке» можно было прочесть впечатления от учений одного из участников:

На рассвете мы увидели разведку противника…Хочется стрелять. Но командир открывать огонь не разрешает… За ними из лесу вышел и двигался в этом же направлении взвод «противника»… когда он оказался на чистом лугу, наш командир подал команду: «Огонь»! Посредник, участник боев с белофиннами, орденоносец товарищ Шкетик заявил: «Противник уничтожен, боевая задача решена!

Карикатура из "Боевого листка"
Карикатура из «Боевого листка». Фото предоставлено Светланой Мясоедовой

Как проходили учения в Чашниках и Городке

В Чашниках «диверсанты» должны были занять железнодорожную станцию, но школьники окружили их со всех сторон и «уничтожили». А вот разведчики спиртзавода работали хуже: противник прорвался на объект.

С соблюдением тактических правил и маскировки работал «десант» в Меховском районе. «Диверсанты» прошли около 50 километров по территории двух сельских советов, а в Газьбинском сельском совете «уничтожили» штаб.

Военные учения на Витебщине в карикатуре
Карикатура из «Боевого листка». Фото предоставлено Светланой Мясоедовой

Высокий патриотический уровень, но нарушение правил и алкоголь

После отбоя все отряды, как наступающие, так и обороняющиеся, были построены в общую колонну. К примеру,  Сенно такая колонна с оркестром прошла по улицам города.

После окончания игры люди пожаловались на то, что вначале было много суеты, что «авиация» не произвела должного эффекта, ведь на землю с самолетов не было ничего сброшено.

Еще отмечалось, что участники учений «разглашали пароль», употребляли алкоголь, нарушали правила светомаскировки, отдавали приказы не военным языком, а по-товарищески.

Но основной вывод был положительным: игры прошли на высоком патриотическом уровне, население проявило к ним большой интерес.

А менее чем через месяц наступила настоящая война.

Редакция «Витебского курьера news» благодарит за предоставленную информацию Светлану Мясоедову, ведущего архивиста Государственного архива Витебской области.

Потрясающая история одной семьи из Витебска. Про наш город с его памятью.

Когда про твою бабушку пишут в книге Светланы Алексиевич.

Метки: , , ,
Комментарии: