Как орнитолог «охотится» за цаплями под Новолукомлем. Такого вы точно не видели!
Пересматривая архивы своих фотографий о птицах, случайно наткнулся на небольшой цикл снимков с большими белыми цаплями, сделанных в двухдневный интервал на теплых водах озера Лукомское.
Вспоминаю те летние дни одного из прошлых сезонов фотоохоты…. Было большое желание выехать куда-либо пофотографировать птиц, однако сезон для этих целей «мертвый» – в лесу пустовато, а значит, нужно двигать к воде, на песчаные плесы с прибитой водной растительностью – излюбленным местам для многих куликов. На нашем озере Лукомском – это выход «теплого» отводного канала ЛГРЭС, впадающего в озеро. Мои ожидания оправдались…
В стороне, вдоль берега виднелось несколько силуэтов больших белых цапель. Это не кулики, но для фотоохоты все объекты хороши! Маскхалат и фотоаппарат – все, с чем я двинулся на цапель. Фотоохота с подхода менее продуктивна, но более азартна: со всеми элементами охоты.
Подкрадывание на 40-метровое расстояние до птиц заняло около получаса. Участки тростника, кустарника, примыкающего к воде, имеют свойства не только скрывать вас, но и трещать в ненужный момент. Спасение в данной ситуации — рыбацкие тропы. Но любая пластиковая бутылка в траве – это звуковая мина, и потому нужно быть предельно внимательным. Но вот первые две цапли, первое фото…
Прикрыв лицо капюшоном, под пологом ивняка делаю еще пару снимков. Цапли тоже на своей охоте, их глаза ловят силуэты рыбешек, но и я тоже могу быть в их поле зрения. Птицы медленно, с замиранием идут в мою сторону, я — лицом в песок: даю время освоиться пташкам, да и самому снять напряжение с дрожащих от волнения рук. И тут – первый промах! В траве пластиковая бутылка, на которую «наступил» рукою – шумовая бомба. Цапли вытянули шеи и смотрят в мою сторону. Я замер и автоматом вспомнил мультяшную рекламу, про гепарда, подстерегавшего антилопу и случайно наступившего на пластиковую бутылку и – те убежали(канал Animal Planet)! В природе пластик – просто враг, для фотоохоты тоже.
Среди приблизившейся пары цапель выделяется «осмелевшая», которая до того активно охотилась на мелководье.
Резкий бросок клювом-«копьем» — и рыбешка поймана. Наблюдать и снимать это очень увлекательно!
Но далеко не все броски удачны… И тогда приходится «отведать салата» из рдеста. Белой цапле такое не по вкусу!
Вот следующий угловой удар в озерную гладь — и рыбешка в клюве…
Заглатывание рыбки выглядит также быстро, как и ее поимка. Порой, даже видно, как рыбка движется по пищеводу вдоль изогнутой шеи.
На мгновение птица начала подозревать неладное, но вскоре успокоилась. Внимательно осмотрев мой сливающийся с кустарником силуэт, цапля не нашла в нем угрозы для своего пребывания, и лишь черный фотоаппарат немного смущал «мою» птицу.
Белая цапля развернулась и принялась за охоту…
На предельной для этой птицы глубине охотница произвела еще один бросок. Голова птицы погрузилась в воду с громким шлепком.
Удачным уловом нельзя довольствоваться в одиночку, потому тут же начинают собираться сородичи, из-за чего возникают конфликтные ситуации. Такое можно наблюдать и среди людей. Где рыбак ловит – туда сбегаются и другие!
Тем не менее, долго терпеть цапли друг друга не стали, предпочитая индивидуальную охоту.
«Моя» птица оказалась не менее азартной в охоте, чем я! Завидев стайку рыбешек, она ринулась к своей добыче и тут же загорпунила ерша.
Позади меня начали слетаться белые цапли, отдыхавшие на ивах в 500 м от данного пляжа. Мне захотелось поменять дислокацию и двинуться в обратном направлении. Но дело это непростое: как незаметно развернуться на глазах у одних из самых зрячих птиц?! Я тихо зачехлил фотоаппарат и ползком двинулся назад.
Не буду описывать всех хитростей маскировки, к которым я прибегаю. Скажу одно: не раз встречаясь с проблемами бесшумного передвижения, я стараюсь предвидеть ситуацию. При отсутствии птиц на своем пути я заблаговременно убираю сухие ветки, пластиковые бутылки, которые могут скомпрометировать в неподходящий момент. А этот маршрут был хожен мною ранее не один раз.
И вот я уже за хорошим выворотнем черной ольхи. Группа цапель медленно движется в мою сторону. Для них я незаметен.
Вскоре я пожалел о моем выборе места маскировки. В корнях ольхи поселились красные муравьи. Уже через пять минут я стал объектом обследования и травли муравьиной кислотой этих «безжалостных» насекомых. Нужно терпеть: цапли близко!
Вдруг в пяти метрах от меня упал в воду большой «камень». Скажу честно: я даже испугался от неожиданности. Развернувшись, увидел поднимающуюся скопу. Мой страх тут же сменился восторгом. Бросок скопы был неудачным, и птица пошла на второй заход.
Я перенаправил объектив и начал ловить ее в воздухе. Скопа выполнила еще один бросок – и снова промах. Я попал в поле зрения хищницы, и птица сменила место охоты, отдалившись от меня на 200м. Следующий ее удар увенчался успехом. Скопа вместе с рыбой полетела в южном направлении.
Красные муравьи сделали свое дело. Казалось, что они съедят меня. Я понял, что моя охота на сегодня окончена: заметив неосторожное движение, цапли улетели. Я отряхнул с себя насекомых и начал пробираться в обратном направлении. По пути сделал еще несколько снимков.
На песчанике прогуливался кулик щеголь. Место открытое — близко не подойти…
Кулик оказался осторожным и слетел.
Назавтра я имел четкое намерение вернуться и продолжить съемку.
Утро началось все с тех же приемов подкрадывания к группе белых цапель. Отработанная днем ранее техника приближения прошла в два раза быстрее.
Вдруг вижу проплывающую семейную группу больших крохалей, движущихся в сторону теплых сбросов канала от ГРЭС.
Впереди — кормящиеся цапли. Дойдя до любимого места, я стал терпеливо ждать медленного продвижения цапель в мою сторону. Сценарий был тот же. Птицы осторожничали, но затем привыкли. Однако сегодня меня смущали еще и объекты добычи цапель, выглядевшие в объективе как кусочки пожухлой травы или тростника. И только позже я разглядел, кого ловят белые охотники. Ясная погода привела к скоплениям дальневосточной пресноводной креветки на мелководьях, и цапли принялись лакомиться ракообразными.
Пресноводная креветка была завезена на Лукомское озеро вначале 90-х гг. С тех пор она размножилась в теплых водах озера в большом количестве. И ею кормится практически вся рыба, даже растительноядные виды. Цаплям она пришлась также по вкусу.
Вдруг рядом со мною приземлились 3 кулика. Их расположение в одной плоскости со мною с одной стороны хорошо устраивало меня, но птички быстро передвигались, кормясь в прибрежной грязи. Они очень осторожничали, быстро вычислив мое расположение.
Один перевозчик «посмеялся» надо мною…
Напоследок к перевозчику подошел фифи (это такие представители куликов), и птицы улетели.
Но тут в воздухе зависла скопа. Я начал ловить ее объективом, лежа на песке, и тем самым произвел лишние движения, вспугнув белых цапель.
На сегодня хватит! Утешая себя, что есть новые кадры, я двинулся к машине.
Вот и вторая половина лета, казалось, мертвый сезон. А птицы для фотоохоты есть! Чтобы простимулировать читателей к интереснейшему хобби скажу, что все фотографии сделаны рядовой «мыльницей» по сегодняшним меркам, с достаточно медленным зумом. Однако, знаю по себе, чем круче аппаратура, тем меньше усилий, а соответственно меньше азарта. Больше гуляйте, больше наблюдайте и фотографируйте!
Почему белоснежную цаплю в Беларуси обидели дважды
Подписывайтесь на нас в: Яндекс, Дзен, Google Новости, Telegram-канал, «секретный» Telegram-чат!