Как под Новолукомлем «охотятся» за птицами. Плот-засидка, оснащение и мастерство фотографа
Фотографирование птиц требует не только элементарных знаний биологии видов, но и проявления элементов изобретательности, хорошо продуманного подхода.
Пролистывая фотоальбомы известных фотографов дикой природы всегда сам себе задаю вопрос: «Как бы я снял это животное, что необходимо, чтобы сделать подобный снимок? У меня нет такой оптики, такого фотоаппарата, но как можно выйти из положения?»
Книги, интернет, собственный опыт – все идет в дело! Одно из давних желаний – фотографировать околоводных птиц в их среде, с минимальным вмешательством и естестве!
Для этого я начал мастерить плот-засидку для фотографирования птиц. Не скрою, изобретение далеко не мое, подсмотрел у знакомого фотографа – Татьяны Романовой, на одном из съездов АПБ, где автор выступала с презентацией фотографий (для справки – изобретение 25-30-летней давности, французских фотографов).


Подбор необходимых, желательно недорогих материалов, пошив палатки (низкий поклон любимой жене, которая не отказывается мне помогать) – все это заняло около месяца! Несмотря на сокращенный бюджет, на изготовление засидки вместе с покупкой специальных рыбацких штанов -забродников ушло около 100у.е.( хотелось бы знать: во сколько бы обошлось мне заказать данную засидку у кого-либо?)

Первое испытание провел очень скоро – на озере Лукомском.

Весенние дни оказались ветряными, птица (чомги, гоголи, большие крохали) очень проявляла осторожность – хороших фото не вышло.
Очень сложно соблюсти все условия успешного использования данного сооружения: 1-е – это полный штиль на водоеме, поскольку все колебания воды, скажутся моментально на фотографии (получим «мыло»), 2-е – плавающая засидка должна простоять на воде около суток, для привыкания к ней птиц, что очень сложно выполнимо в наших условиях, так как — это не Франция, у нас долго не простоит и мои труды быстро найдут «нового хозяина». 3-е — должна быть не большая глубина, дно знакомым, чтобы, не задумываясь, двигаться по птичьим просторам и не погрузиться с техникой подводу.
Конструктивно фотограф ходит по дну в резиновых штанах, а плавающая палатка скрывает его присутствие и фиксирует фотоаппарат. Потому действовал по методике – «с подхода».
Но нужно срочно отыскать подходящий водоем. Таким требованиям как раз отвечает старый зарастающий нагульный пруд «Озрыбхоза» (рядом с д. Старые Лавки, Чашникского р-на). Птиц – оазис жизни, хозяева – не пойми кто, временники-арендаторы. Ранним утром я туда отправился с реализацией затеи.
За 20 минут собрал плот, дополнительно накинул на него масксеть и «украсил» ветками ивы, зеленым тростником – получился островок «не пойми чего». Оптику — в рюкзак, вошел в плот и вместе с ним отправился, как «стог с ногами» через 20-метровый топкий участок поймы.
И вот я на воде, монтирую фотоаппарат, захожу в оживленное место: край колонии озерных чаек, которые успокаиваются быстро, если не видят человека!



В течение часа посетителей водоема становится больше: большая поганка, красноголовый нырок и главное – замечательные черношейные поганки, которые массово гнездились именно на этом пруду.
Сначала птицы осторожничали, но быстро свыклись.
Конечно же, я иногда подстегивал птиц проявить некоторую активность, кратковременно включаю звуковую запись голоса конкретного вида.

Поганки начинали прихорашиваться, собираться для исполнения брачных танцев и скоро выдали тайны расположений гнезд.





Отрабатываю методику подхода и фотографирования, волнительно делаю первые кадры, получается! Пошли эмоции, адреналин, то, ради чего все старания!
Уже через 1,5 часа моего присутствия птицы засыпали перед объективом и даже касались моего плота.









Параллельно фотографирую происходящую жизнь: купание чайки, осторожное появление самки красноголового нырка, и снова поганки.
В дальнейшем, я посещал птиц 1-2 раза в неделю и даже дождался появления первенцев, фотографировал моменты выныривания и охоты птиц. Сколько добротных фотографий, а сейчас воспоминаний!
В настоящее время, к глубокому сожалению, пруд не эксплуатируется по назначению, его не спускают и не заполняют, глубина не меняется, происходит застаивание и вспышка размножения одноклеточных и колониальных водорослей. Следствие – низкая прозрачность воды, гниение водорослей и черношейные поганки здесь больше не селятся!
Только мои фотографии и остались памятью о тех незабываемых днях фотоохоты!
Фотоохота на воробьиного сыча. «Восторга не было границ, какая маленькая сова!»
Как орнитолог «охотится» за цаплями под Новолукомлем. Такого вы точно не видели!
Почему белоснежную цаплю в Беларуси обидели дважды
Подписывайтесь на нас в: Яндекс, Дзен, Google Новости, Telegram-канал, «секретный» Telegram-чат!