Как пороли за потерю невинности и отрабатывали постельную барщину на Витебщине

Автор:
Опубликовано:
11
Февраль
2020
Комментарии: нет комментариев
Рубрики: Авторы История Секс
какие тайны хранят старинные белорусские усадьбы


В это сложно поверить, но чуть более чем полтора столетия назад, до отмены крепостного права 19 февраля 1861 года, во многих местах современной Беларуси, входившей в состав Российской империи, помещики могли безнаказанно насиловать крестьянок, спать с ними в первую брачную ночь и лишать девственности.

Право первой ночи картина
«Право господина». Картина В. Поленова. 1874 год. Источник: Википедия

История «права первой ночи» уходит в глубокую древность, в первобытное общество, когда человек еще не до конца отделился от животного мира. Мужчины тогда вступали в групповой брак с множеством женщин. Постепенно такую «привилегию» сохранили за собой исключительно жрецы и представители знати.

Некоторые современные исследователи считают, что «права первой ночи» в действительности не существовало, настолько фантастичным оно им кажется. Однако оно фиксировалось не только в Западной Европе, но и на территории современной Беларуси, в том числе и на Витебщине. «Витебский курьер n» собрал 4 таких факта.

1. «Постельная барщина» в Лукомле

Одной из тягостных повинностей помещичьих крестьян до отмены крепостного права являлась барщина – принудительный труд на господском поле. Выполняли барщину как мужчины, так и женщины. Однако помещики могли «освободить» последних от тяжелого физического труда – при условии «отработки» собственным телом.

В современном агрогородке Лукомль Чашницкого района со слов местного жителя Лаврентия Антоновича Гилевского была записана баллада «Прыгон», опубликованная в 1997 году в книге «Память». Повествование в народной песне об ужасах крепостного права ведется от имени «лукомского Асьмака Данилы», который «помнит все, что раньше было». Есть в балладе такие строки (орфография сохранена):

Маладыя панічы бралі дзевак для начы.
Як дзеўцы споўніцца пятнаццаць лет,
Яна сама да паніча ідзе.
А калі толькі якая не прыдзе,
То плётак сотню на спіну прыме.
Цяжарныя на прыгон хадзілі
Пакуль там жа і радзілі.
А адтуль, прыкрыўшы дзіця палой,парадзіхі ішлі дамой…
…Але ж на гэтую душу не прыбаўлялі куляшу.
Жуець маці картошку ды дае ў рот малому па-трошку.
А як малы падрасце – свіней у пана пасе.

Ужасной была женская доля на Чашничине!

2. Порка за потерю невинности в Миловидово

Белорусский этнограф Александр Ануфриевич Шлюбский (1897 – 1941) в изданной в 1928 году работе «Материалы к изучению фольклора и языка Витебщины» привел факты существования «права первой ночи» на территории Велижского уезда, до 1924 года входившего в состав Витебской губернии (современная территория Велижского района Российской Федерации и Витебского района Республики Беларусь).

Порка крепостных крестьян
Порка крепостных крестьян. Иллюстрация к книге А. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»

В 1920 году в имении Миловиды 92-летний старик Парфен Карпов рассказал Александру Шлюбскому о порядках, введенных в середине XIX века владельцем усадьбы помещиком Гангреном. Если «испытанная» барином крестьянская невеста потеряла невинность до брака, то на следующее утро после брачной ночи ее нещадно пороли на конюшне.

3. Почему обеднели жегульские крестьяне

В 1920 году Александр Шлюбский посетил бывшее имение Жегули тогдашнего Велижского уезда. До Октябрьской революции эта усадьба была родовым гнездом дворян Глинских. Знатный когда-то род угас в середине XIX века после того, как восставшие крепостные крестьяне убили последнюю представительницу рода за ее невероятную жестокость. Со слов местного жителя У.В. Птицына Шлюбский узнал о старинном обычае «первой ночи», бытовавшем в Жегулях и имевшем форму своеобразного ритуала.

Для совершения сексуального действа была специально оборудована на втором этаже дворца. К началу двадцатых годов от ее первоначального убранства сохранилась только массивная старинная кровать. Здесь крепостная невеста проводила с барином свою первую ночь. Наутро помещик сообщал жениху, была ли его жена девственницей или нет. Если нет, то несчастную секли розгами по голому телу. Если да, то помещик платил жениху богатое «приданое» — корову, поросенка, два отреза полотна по 12 аршин каждый и семян на две десятины.

В старые времена эти «подарки» давали крестьянам определенный достаток и помогали сводить концы с концами. После отказа от проведения ритуала «первой ночи» крестьяне в Жегулях сильно обеднели.

4. Тайны имения Усвяты

Современные Усвяты – поселок городского типа в Псковской области, расположенный недалеко от границы с Республикой Беларусь. Когда-то все окрестности тут принадлежали роду Шуваловых, впоследствии – Родзянко. До сих пор в поселке сохранился заметный издалека массивный каменный усадебный дом.

Имение Родзянко в Усвятах
Усадебный дом в Усвятах. Фото из Википедии

Александр Шлюбский, посетивший Усвяты в 1921 году, записал со слов местного жителя В. Кузьмина рассказ о существовавшем в имении «праве первой ночи». Сюда, на Замковую гору, под старинные своды дворца, приводили окрестные крестьяне своих невест и дочерей.

К сожалению, многое за полтора столетия успело стереться из народной памяти. Однако многочисленные свидетельства подтверждают существование таких варварских обычаев, как «право первой ночи».  Причем все это происходило практически у нас под боком.

Тайна браславского «лесного человека». Невероятная история.

Метки: ,
Комментарии: