Как в Сенненском районе пенсионер-инвалид воюет с Витебскоблводоканалом из-за воды в деревне

Автор:
Опубликовано:
7
Апрель
2020
Комментарии: нет комментариев
Рубрики: Авторы Жизнь Нетипичный читатель
тысячу рублей штрафа не пойми за что


Алексей Михайлович Лавицкий, пенсионер, инвалид 1-й группы, более 40 лет своей жизни отдал родному Сенненскому району. Долгое время он трудился председателем колхоза, затем директором местного молочного завода.

Мужчина всегда находил общий язык с односельчанами, подчиненными, представителями местных органов власти, за годы работы помог многим людям.

К сожалению, в последнее время стало подводить здоровье: пенсионер пережил два инсульта, из-за диабета потерял ногу, сегодня он прикован к постели и плохо разговаривает. Но и на этом его беды не закончились. Недавно Алексей Михайлович узнал, что ему нужно заплатить за пользование водой 977, 95 белорусских рублей. Именно такую сумму ему выставил филиал «Лепельводоканал» УП «Витебскоблводоканал».

Согласитесь, для белорусского пенсионера деньги немаленькие, некоторые и на собственные похороны столько собрать не могут.

С чего все начиналось

В 1991 году Алексей Михайлович с семьей переехал в новый дом в деревню Рассвет Сенненского района, а в 1996 году приобрел его у колхоза имени Кирова.

В документах, которые предоставил в редакцию «Витебского курьера news» его сын Антон, указано, что на момент приватизации это был дом с печным и паровым отоплением, баллонным газом, водопроводом.

Сам водопровод был построен в деревне также в 1991 году силами местного колхоза, которым тогда руководил Алексей Михайлович.

Для жителей небольшой деревеньки с чуть более чем 30 жителями это был настоящий подарок, так как до этого единственными источниками воды были два колодца.

Юридические тонкости в те времена никого не интересовали: водопровод в деревне всегда считался колхозной собственностью, он не значился ни на картах, ни в документах. И даже когда пришлось отказаться от использования артезианской скважины (не справлялась с подачей воды) и организовать точку водозабора из местного озера, никаких согласований никто не получал. Не принято это было в деревнях. А вот подключиться к центральному водоснабжению могли все желающие по устной договоренности.

Известно, что решением правления колхоза плата за воду никогда не взималась. Не взимается она и сегодня в деревнях, которые подключены к принадлежащим сельхозпредприятию водонапорным башням.

Собственными силами  

С середины 90-х годов колхоз имени Кирова самоустранился от технического обслуживания водопроводной сети. Все вопросы жители деревни решали самостоятельно: ремонтировали и меняли насосы, чинили протечки. В начале 2000-х годов местным жителям даже пришлось временно демонтировать водонапорную башню из-за коррозии нижнего кольца и собственными силами выполнить ремонт.

Разумеется, все эти работы стоили денег. Алексей Михайлович за собственные средства нанимал машину с башенным краном, покупал сварочный инвентарь.

Конечно, качество воды из озера оставляло желать лучшего, поэтому около 10 лет назад жители деревни собрали подписи и попросили разрешения Сенненского райисполкома подключиться к центральной системе водоснабжения соседнего агрогородка Студенка.

После положительного ответа, собственными силами жители деревни подключились к центральной системе водозабора в Студенке: приобрели трубы, наняли экскаватор, вручную сделали техническое отверстие для трубы под автомобильной дорогой.

Несколько лет жители деревни Рассвет пользовались построенной за собственные средства водопроводной сетью. Так продолжалось бы и дальше, пока внезапно, в январе этого года, в Рассвет не приехали сотрудники водоканала.

Колодец в деревне Рассвет Сенненского района
А так выглядит сегодня деревенский колодец. Фото Антона Лавицкого

Незаконная врезка

В конце января сотрудники «Лепельводоканал» УП «Витебскоблводоканал» пришли к Алексею Михайловичу и составили акт о незаконной врезке в систему центрального водоснабжения. А через несколько дней пришло письмо-извещение, в котором было указано, что работниками организации была обнаружена незаконная врезка в сеть центрального водоснабжения без договора и без прибора учета воды.

Мужчине сообщили, что ему необходимо установить индивидуальный прибор учета воды с заключением договора и оплатить 977,95 белорусских рублей за самовольное подключение.

Сегодня в деревне постоянно проживает 11 семей, еще 6  сюда приезжают на лето как дачники. Водой пользуются практически все, а извещение на оплату почти тысячи белорусских рублей получили только Алексей Михайлович и его соседи – семья Коротких. Причем, в полученной Короткими копии составленного в их присутствии акта появилась еще и фамилия председателя Студенковского сельского исполнительного комитета Баритко О.П., который не присутствовал в момент посещения работниками УП «Лепельводоканал» их жилого дома.

Остались вопросы

У нас логично возникло несколько вопросов, – рассказал сын пенсионера Антон Алексеевич. – Во-первых, когда местный водопровод стал собственностью новой организации – УП «Лепельводоканал»? Нас об этом никто не уведомил.

Во-вторых, где  были работники организации с января 2018 года, когда плату за водоснабжение стало необходимо вносить на счет водоканала? Мы же не скрывали, что у нас дома есть вода. Да и для любого местного жителя – это не тайна. Такие сведения, очевидно, есть в сельском совете в книге похозяйственного учета. Моя мать работала секретарем сельисполкома и знает это достоверно.

В-третьих, что значит незаконная врезка в систему центрального водоснабжения? Где она? И когда, какой закон нарушил мой отец как домовладелец?

Мы не против заключения договора на водоснабжение. Для нас это даже плюс: за небольшие деньги нам теперь не нужно самостоятельно думать о поддержании технической исправности водопроводной сети.

Чтобы заключить договор, Алексею Михайловичу, напомним, инвалиду первой группы, сказали подъехать в водоканал в Сенно. Естественно, он не смог этого сделать. Неоднократные просьбы приехать и заключить с ним договор на дому ничему не привели. Просили и лично председателя Студенковского сельского исполкома посодействовать. Только после обращения в областной водоканал специалист приехал к отцу на дом. Договор заключили, но от уплаты почти тысячи рублей никто не освободил.

Откуда такая огромная сумма?

В начале февраля семье прислали пояснение, что согласно «Правил пользования централизованными системами водоснабжения, водоотведения (канализации) в населенных пунктах», утвержденных Постановлением Совета министров от 30.09.2016 при самовольном подключении количество израсходованной воды определяется по пропускной способности водопроводного ввода (подключения) при скорости движения воды в нем 2 м/с и действии его полным сечением в течение 24 часов в сутки (пункт 52).

Временный период, за который производится расчет объемов воды, составляет 30 суток.

Итого: 1,27 метра кубических в час (труба 15 мм при 2м/с) *24 часа*30 дней = 914,4 метра кубических = 977,95 рублей.

Официально

Антон Алексеевич на основании доверенности сегодня представляет интересы своего отца. Он отправил письмо на адрес Витебскоблводоканала, в котором попросил пояснить, на каком основании возникла такая большая сумма.

Было получено два ответа, в первом указывалось, что водоканал сделал официальный запрос в РУП «Витебское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру» о наличии регистрации и технических характеристиках жилого помещения в деревне Рассвет, и что о результатах рассмотрения обращения будет уведомлено дополнительно.

И действительно, прошло время, и Антон Алексеевич получил ответ. В нем говорилось, что в январе 2018 года была проведена реорганизация Витебского областного коммунального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства «Витебскоблводоканал».

Причем, в ответе сообщалось, что информация о реорганизации УП «Витебскоблводоканал» и передаче на баланс и техническое обслуживание объектов водоснабжения и водоотведения размещалась в средствах массовой информации в январе 2018 года.

В ходе рассмотрения обращений установлено, что водопроводная сеть в деревне в деревне Рассвет Сенненского района построена жителями деревни и является объектом коллективного пользования и не была передана на баланс УП «Витебскводоканал».

Согласно части второй пункта 18 Правил и в связи с тем, что источник водоснабжения (артезианская скважина) находится на балансе УП «Витебскоблводоканал», потребитель обязан заключить договор на оказание услуг водоснабжения. Объекты водоснабжения, обеспечивающие водой жителей Сенненского района, обслуживаются филиалом «Лепельводоканал» УП «Витебскоблводоканал», говорилось в ответе.

В конце письма сообщалось, что указанная сумма подлежит уплате.

За что платить?

Водоканал, наверное, сам еще не разобрался, за что нас оштрафовал, – пояснил Антон Алексеевич. – То ли за незаконную врезку, то ли за пользование водой без договора.

Врезку доказать не получится, так как, во-первых, ее физически нет, а во-вторых, как оказалось, на балансе водоканала не числится водопровод,  лишь скважина. Поэтому теперь нашу семью привлекают за пользование. Получается, что если, например, произойдет авария, то и ликвидировать ее будут опять жители деревни самостоятельно. Можно ли это назвать заботой о людях? Думаю, что это риторический вопрос.

А что значит, информировали в СМИ? Как угадать, какую газету и когда ты должен прочесть, чтобы узнать важную для тебя информацию? К тому же отец читать физически не может. Почему не известили пользователей хотя бы по почте? Ведь сегодня в деревне можно по пальцам пересчитать всех. И опять же, в сельском совете есть все данные.

Получается, нам поставляли услуги без нашего ведома. Причем, это происходило на протяжении почти двух лет, и никому не было до этого дела. Зато сейчас вдруг обнаружили незаконное использование воды и дали штраф, неподъемный для белорусского пенсионера.

Мы готовы оплатить пользование водой за два года согласно действовавшим тарифам, но штраф – это, по-нашему мнению, показатель полного формализма. Также непонятно, какой же ответ пришел из РУП «Витебское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру» и как его использовали при рассмотрении нашего вопроса.

Антон Алексеевич и его родители, как и семья их соседей, планируют и дальше добиваться справедливости, включая разрешение спора в судебном порядке.

Дело ведь не столько в сумме штрафа, – подытожил  Антон Алексеевич. – Хотя, очевидно, что она большая. Мой отец, слава Богу, сохранил ясность ума и твердую память. И сейчас ему невыносимо обидно за такое отношение к нему. Он сам строил этот водопровод и не для себя одного – для всех односельчан, провел воду и в другие деревни колхоза, всегда жил по совести и от ответственности не уходил. И если сегодня закон требует, что нужно платить – будет это неукоснительно делать, но наказывать его не за что.

Комментарий юриста

Ситуацию прокомментировал правозащитник Павел Левинов:

Считаю, с иском в суд торопиться не следует. Пусть в суд обратится филиал «Лепельводоканал» УП «Витебскоблводоканал». В открытом судебном заседании балансосодержателю скважины будет трудно обосновать законность своего решения. В настоящее время необходимо обратиться за помощью к прокурору Витебской области, который должен дать оценку действиям организации.

Как в Чашниках решают проблему с дорогами, по которым нельзя передвигаться.

Полный график отключения горячей воды в Витебске. Уже с 11 мая.

Метки: , ,
Комментарии: