Как жили офицеры Советской армии в Беларуси в 1950-1980-е годы

Автор:
Опубликовано:
9
Октябрь
2020
Комментарии: нет комментариев
Рубрики: Авторы История Нетипичный читатель
личные воспоминания Владимира Соломоновича Файнберга


На протяжении нескольких недель «Витебский курьер news» публиковал воспоминания нашего земляка Владимира Файнберга, отец которого, Соломон Файнберг, трудился на витебской махорочной фабрике, вместе с предприятием отправился в эвакуацию в Маркс, затем вернулся в Витебск и продолжил работать на восстановленном предприятии.

Сегодня мы предлагаем вниманию читателей последнюю часть воспоминаний Владимира Файнберга, которая посвящена не столько нашему городу, сколько жизни офицера Советской армии в 1950-1980-е годы

Дружная семья Файнберг
Дружная семья Файнберг. Фото из семейного архива Владимира Файнберга

Еще будучи курсантом военного авиационного училища дальней авиации, во время отпуска в 1953 году Владимир Файнберг женился на Марии, затем вновь вернулся к учебе. Училище он закончил с отличием в 1955 году.

Меня направили в авиационный полк дальней авиации, который располагался в Мачулищах под Минском. Но так как в это время полк находился в Энгельсе (шел ремонт взлетной полосы), мне пришлось ехать туда. Ко мне приехала моя жена Мария, мы в Энгельсе прожили несколько месяцев вместе, но поступил приказ вернуться в Мачулищи. Денег у нас не было, зарплата задерживалась, мы продали мои туфли и купили кое-что из продуктов на дорогу. Залезли в вагон к солдатам. Мои подчиненные отгородили нам место. Так прошла первая ночь, затем начальник переселил нас в пассажирский вагон.

 

Сначала мы прибыли в Бобруйск, где прожили пару месяцев, затем в Мачулищи. Там снять квартиру мы не смогли. Не нашлось съемного жилья для нас и в Минске, так как Мария была в положении, никто не хотел пустить в квартиру женщину с будущим ребенком. Пришлось поселиться в деревне Дергаи в трех километрах от Мачулищей. Жили мы в пристройке к дому, в небольшой комнате. Сюда вернулись из роддома и вместе с новорожденным сыном Сашей. Печку в комнате приходилось топить несколько раз в день, даже ночью, пеленать ребенка под одеялом. Хозяйка нам давала молоко и другие продукты. Со службы я приносил тоже продукты. Потом мы переселились в другой дом, там было теплее.

 

Однажды в гости к нам приехал папа, пробыл у нас сутки, переночевал на матрасе из сена, так как другой постели не было. Мы с ним спали вместе, а Мария на ящике пристроилась. Папа не ожидал, что молодой офицер Советской армии с ребенком живет в таких условиях. Туда к нам приезжала летом и моя сестра Вита, через пару дней уехала расстроенной из-за увиденного. А ведь в таких условиях жили многие офицеры, несмотря на то, что к тому моменту прошло уже более 10 лет, как закончилась война.

Семья Файнберг из Витебска
Владимир с женой и сестра Вита с мужем Леонидом. Фото из семейного архива Владимира Файнберга

Весной 1957 года Мария познакомилась с женой офицера, она ей подсказала, что освобождается квартира в авиагородке. А перед этим жена ходила на прием к командиру полка. Он сказал ей, что первая освободившаяся квартира в городке будет наша. Но когда эта женщина сказала, что жилье свободно, я попросил своего начальника майора Лебедева дать мне машину, чтобы перевезти семью. Утром мы заселились. Три хозяйки на кухне, у каждой своя комната. Наши соседи – начальник клуба с семьей и летчик с семьей. Мне сделали выговор, что мы заселились до официального разрешения.

 

В апреле я уехал в Калинин для подготовки к параду в Москве.  Это был 1957 год. После парада некоторое время я пробыл в Калинине, затем вернулся в Мачулищи. В декабре 1957 года пришел приказ о моем переводе в Барановичи. Мне удалось обменяться квартирами с офицером, которого направили в Мачулищи. В Барановичах меня назначили техником по авиационному оборудованию в техническую часть полка. Денежное содержание не обеспечивало достойную жизнь. Спасало семью то, что офицеры-техники питались в столовой три раза в день. И только через 15 лет службы, уже в звании капитана, я получил отдельную квартиру.

 

В 1961 году я вступил в КПСС.  А в 1962 году меня избрали секретарем партийной организации технической части полка, на этой должности я проработал семь лет, затем стал замполитом технической части. Через несколько недель пришел приказ о присвоении мне воинского звания капитана. Кроме этого, я был избран членом партийной комиссии дивизии, дважды работал председателем участковой комиссии в авиагородке. Был председателем группы народного контроля полка. Последние три года возглавлял квартирную комиссию полка. 

 

В 1975 году я был назначен замполитом инженерной службы, вскоре мне было присвоено звание майора. В декабре 1979 года я был уволен по возрасту и по сроку службы, да и здоровье уже начало давать сбой. Итого я прослужил в Советской Армии 27 лет календарных. Я – ветеран вооруженных сил.

 

После армии я трудился инженером по оборудованию в местной больнице, затем стал заместителем главного врача по административно-хозяйственной части. На этой должности я проработал до 20 апреля 1994 года.

Владимир Файнбег с женой и сыновьями
С женой и детьми. Фото из семейного архива Владимира Файнберга

Мой старший сын Александр после окончания школы поступил в то же военное училище, которое закончил я. Служил под Хабаровском, на Камчатке, в Барановичах. После увольнения в звании капитана работал на авиазаводе, затем на комплексе «Мир» диспетчером. В настоящее время работает инженером в КЭЧ. У него две дочери и 4 внука. Все они живут в Минске.

 

Младший сын после окончания военного училища был направлен на службу в Волгоградскую область, затем по семейным обстоятельствам был переведен в Барановичи. Уволился в звании капитана. Сейчас работает начальником участка на заводе «Атлант» Барановичах. У него дочь и двое внуков. Они живут в Минске.

 

Мой старший брат Эммануил (Мура), участник Великой Отечественной войны (был призван в 1944 году), после службы в армии поступил в Ленинградский инженерно-строительный институт, работал в Москве в строительном тресте. Он защитил диссертацию и стал кандидатом технических наук, написал несколько книг. Его жена Ирина – врач , кандидат медицинских наук. Их сын Юрий – профессор, преподает в Московском автодорожном институте. Мой брат умер в 1989 году от сердечного приступа, жена его умерла в 2019 году.

 

Мой брат Арон (Алик) служил в Витебской десантной дивизии, принимал участие в Чехословацких событиях в 1968 году, уволился из Советской Армии в звании майора в должности начальника артиллерийской дивизии. Жил в Витебске. Его дочь Рита окончила витебский медицинский институт, переехала к мужу в Ленинград. Потом и Алик с женой Бэллой (учителем математики в средней школе №4 Витебска) переехали в Ленинград, затем в Америку, где и живут в настоящее время. У них большая семья, есть внуки и правнуки. Мы с Аликом поддерживаем постоянную связь. Нам уже много лет. Алику в декабре будет 92 года, а мне в августе исполнилось 88 лет.

 

Беларусь – моя Родина, и я никогда не хотел отсюда уехать. Нам очень помогает еврейская общественная благотворительная организация «Хэсед-Рахамим». Когда мы были молоды и здоровы, то присутствовали на всех праздниках. А сейчас постарели, теперь они навещают нас. Они организовали бесплатное обслуживание по программе «Уход на дому». Три раза в неделю к нам приходит женщина, чтобы сходить в аптеку за лекарствами и в магазин за продуктами, убрать в квартире. Это для нас большая помощь. Организация помогает и материально, от чистого сердца и бесплатно. Спасибо им за все.

Редакция «Витебского курьера news» благодарит за предоставленные воспоминания племянницу Владимира Соломоновича, нашу постоянную читательницу Аллу Усвятцеву.

Как из Витебска во время войны эвакуировали махорочную фабрику, рассказал очевидец.

Как в Витебске жили после войны. Личные воспоминания.

Метки: ,
Комментарии: