На Витебщине каждый второй государственный заготовитель леса замечен в нелегальных рубках
Довольно неожиданный факт — лесхозы Витебщины, призванные беречь и защищать национальное зелёное богатство, оказались в лидерах по вандализму в отношении к лесу. Неужели это правда?
Как будем считать
Для проверки этой версии мы собрали список всех привлечённых за незаконную рубку на Витебщине за год, то есть в период с октября 2023 года по октябрь 2024 год. Точнее, не совсем привлечённых, а тех, кто вызывался в суд с обвинением в нарушении части 2 статьи 16.17 КоАП РБ — Незаконная рубка, незаконные удаление и пересадка, повреждение или уничтожение древесно-кустарниковой и иной растительности.
При этом исключили случаи апелляций — взяли для оценки только рассмотрение дел в первой инстанции.
И вот теперь статистика
Всего в открытых источниках, а именно расписании судов Витебщины за этот период, найдены 39 дел по случаям незаконной рубки.
Наибольшее число случаев рассматривалось в суде Витебского района — сразу 9 дел. Вторым в этом сомнительном рейтинге стал Россонский район — 8 дел. Замыкает тройку лидеров Глубоччина с семью случаями.
Чуть больше половины из всех 39 дел возбуждалось против физических лиц — удалось установить имена 23 дровосеков-нелегалов. В редких случаях их имена повторялись в судах повторно. К частной лесозаготовке в неположенных местах оказались причастны не только физлица — в списке замечено частное унитарное предприятие по оказанию услуг «Форест Билдинг».
Однако все эти частники — много их или мало — вполне предсказуемо вписываются в модель поведения «увидел безхозное дерево — решил его срубить на дело, пока никто не видит». Такое поведение, как бы они ни выглядело порочно, ещё понятно. Но вот вторая часть списка показалась довольно странной.
Неожиданные лесорубы из сомнительного списка
Ими оказались государственные лесозаготовители. Это 8 лесхозов (Бешенковичский, Верхнедвинский, Витебский, Глубокский опытный, Городокский, Лепельский, Оршанский и Россонский), а также ОАО «Витебсклес». При чём, в отличие от частников, эти были чаще замечены за рецидивами — ⅔ организаций попадали в суды повторно.
Всего в Витебское лесохозяйственное объединение входит 18 лесхозов, а это значит, что 44% от них показали себя далеко не защитниками лесных угодий Витебщины, а настоящими мародёрами.
Может, не всё так страшно?
Действительно, если опираться только на статистику, извлечённую из расписания судов — без учёта принятых судебных решений и даже без подробностей вмененных нарушений, можно впасть в соблазн преувеличить проблему.
Но тут на помощь приходит безотказный аргумент — суммы ущерба от незаконной рубки, озвученные надзорными органами.
К примеру, в октябре 2023 года Комитет госконтроля Витебской области утверждал, что в Богушевском, Ушачском и Верхнедвинском лесхозах допущены незаконные рубки леса, чем окружающей среде причинён вред в сумме более 1,2 млн. руб.
Спустя полтора месяца в новом пресс-релизе КГК заявляет, что лесхозам-нарушителям придётся возместить в доход государства более 1 млн. руб. вреда, причинённого окружающей среде.
И вот прошёл ещё один год — в октябре 2024 года тот же КГК пишет, что проверки в одном лесхозе выявили факты незаконной рубки: государственным заготовителем «допущены незаконные рубки леса на общей площади 1,5 га, чем окружающей среде причинён вред в сумме 17,8 тыс. руб».
И на этом фоне ведомство обращается ко всем небезразличным людям с просьбой сообщать о подобных нарушениях лесхозов. Получается, государственное мародёрство не исчезает, а продолжает совершаться в крупных объёмах.
В Чашникском районе колхоз не рассчитался в срок с передовиком — за это поплатились два директора
Подписывайтесь на нас в: Яндекс, Дзен, Google Новости, Telegram-канал, «секретный» Telegram-чат!