От коронавируса умер профессор ПГУ Александр Гугнин. Его за глаза называли белорусским Гэндальфом
Умер доктор филологических наук, профессор кафедры мировой литературы и иностранных языков Полоцкого университета, почетный гражданин Новополоцка Александр Александрович Гугнин. Ему было 80 лет.
Александр Александрович — один из самых известных ученых в Полоцком университете. Он создал и много лет руководил кафедрой, на которой и работал.
Совсем недавно Александр Гугнин читал лекции, но уже на работе почувствовал себя плохо. В больнице у него диагностировали коронавирус. Несколько дней назад профессора сняли с ИВЛ, была надежда, что Александр Александрович идет на поправку. Но утром 15 июня его не стало.
3 мая Александр Гугнин отмечал 80-летие.
Семья Александра Гугнина переехала в Полоцк из Литвы в 1953 году. Его отец стал директором Полоцкого лесного техникума. Будущий ученый работал на стройке в Новополоцке, где трудился бетонщиком в бригаде Петра Блохина. В 1972 году закончил филологический факультет Московского государственного университета, где позже защитил кандидатскую диссертацию. В 1998 году стал доктором наук.
С 1999 по 2015 год работал заведующим кафедрой в ПГУ. Он передал вузу свою личную библиотеку в 20 000 томов. Профессор Гугнин считается одним из главных исследователей истории литератур Австрии, Германии и немецкоязычной Швейцарии в Европе. За время работы в Полоцке он подготовил десятки исследователей и кандидатов наук.
Белорусский поэт Алесь Аркуш написал в своем Фейсбуке:
«Памёр Сан Саныч Гугнін. У сваім жыцьці я не сустракаў такога ўзроўню інтэлектуала, і пры гэтым вельмі-вельмі сціплага і простага чалавека. Ужо не памятаю, пры якіх абставінах мы пазнаёміліся. Але напрыкацы 90-х і 00-х неяк мы ўвесь час перасякаліся і камунікавалі. Пасля вяртаньня на Полаччыну Сан Саныч пачаў на базе ПДУ праводзіць канферэнцыі, на якія запрашаў мяне ў якасьці удзельніка. А я запрашаў яго на розныя нашы імпрэзы і прэзентацыі. Неяк нават узяў у яго вялікае інтэрв’ю для «Віцебскага кур’ера». Тады я й даведаўся, што Сан Саныч у маладосьці працаваў на будоўлях Наваполацка ў легендарнай брыгадзе Пятра Блахіна (у Наваполацку адна з вуліцаў носіць імя Блахіна).
Больш за ўсё мяне зьдзіўляла як гэты чалавек з сусьветным імем у навуковым сьвеце тлумачыў, чаму вярнуўся з Масквы, дзе зрабіў выдатную кар’еру, у Полацак. Маўляў, тут яму падабаюцца краявіды, Палата, Дзьвіна, тут прайшло дзяцінства і юнацтва. І яшчэ — тут з’явіўся Полацкі ўніверсітэт.
Апошні раз мы бачыліся летась на вечарыне памяці Пятра Васючэнкі. Аказваецца, Васючэнкі і Гугніны былі суседзямі, жылі каля Спаса-Еўфрасіннеўскага манастыра. Сан Сантыч на вечарыне распавёў пра хлопчыка Пецю Васючэнку, які з дзяцінства быў сур’ёзны і дапытлівы. Цяпер яны неўзабавае сустрэнуцца».
Доктор исторических наук, этнограф, уволенный из ПГУ в апреле 2021 года, Владимир Лобач, написал:
– Мне цяжка ўсё гэта пісаць, бо з Сан Санычам мяне звязвалі вельмі шчырыя і прыязныя чалавечыя адносіны, і я да скону буду яму ўдзячны за тое, што стаўся ён мне сапраўдным узорам Чалавека, для якога навука і мараль былі найвышэйшымі каштоўнасцямі, а кан’юктура, зайздрасць ды графаманства – ніколі не браліся ў разлік.
С читателями GOROD214.BY поделился эмоциями о своем наставнике кандидат наук Денис Кондаков, который работал деканом гуманитарного факультета в ПГУ, а теперь преподает в Париже:
– Своей благообразной внешностью, спокойным ровным голосом, простыми и сдержанными манерами Сан Саныч неизменно производил впечатление цельности, которое многие путали со всеведением и всемогуществом. Для моих детей он был инкарнацией Гэндальфа. Не поручусь, что так его не называли и первокурсники. Однако, сократив дистанцию (что Сан Саныч позволял сделать отнюдь не каждому), легко было удостовериться, что ему претит выступать мэтром или гуру, поучать и наставлять, бронзоветь и возвышаться.
Будучи профессором по должности, он был учеником по призванию. Саша Гугнин явился на свет с неуемной жаждой понять и узнать и ясным осознанием, что понимать и узнавать можно и нужно всю жизнь. Он учился с равным успехом и рвением на хуторе под Новгородом, в вильнюсском дворике, Московском университете, совхозе под Полоцком, на всесоюзной стройке и погранзаставе под Калининградом.
Став Александром Александровичем, он превратил жизненный путь в научный метод. Жизненное литературоведение не является и не могло являться универсальным ключом ко всякому тексту, потому что этот ключ ковался благодаря уникальному опыту. Зато он открывает ту дверь, к которой в свое время подходит каждый. «В науке нет конца», – повторял Сан Саныч. «Всегда остается вопрос: а что дальше?»
Дальше – открытия и успехи аспирантов, нынешних и состоявшихся. Утвердив бесконечность научного знания, они упразднят конечность индивидуальной жизни. Спасибо за открытую дверь, профессор, мы вошли и останавливаться не собираемся.
Почему уволился с должности и вышел с профсоюза декан гуманитарного факультета ПГУ Денис Кондаков
Подписывайтесь на нас в: Яндекс, Дзен, Google Новости, Telegram-канал, «секретный» Telegram-чат!