Откуда берутся мифы, что на людей нападают волки. Мнение эксперта
правда ли, что волки терроризируют глухие деревни, как выглядит белорусская чупакабра и почему в Беларуси стал встречаться шакал
Каждый, кто читает новости, знает, что зимой в Беларуси дальние деревни и городки терроризируют волки. То в Толочинском районе зверь напал на мужчину, то на камерах в Городке увидели целую стаю.
На самом деле, специалисты и охотники говорят, что в Беларуси волки почти никогда не нападают на людей. По мнению Николая Черкаса, кандидата биологических наук, специалиста по природоохранным вопросам проекта «Воўчы блог», образ кровожадного зверя нам навязывают СМИ, фильмы и привычка раздувать слухи.
Проект «Воўчы блог» реализуется общественной организацией «Ахова птушак Бацькаўшчыны» и Франкфуртским зоологическим обществом (Германия).
По данным Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья за 2017 год по стране зафиксировано только 10 обращений с целью профилактики бешенства, когда люди думали, что был контакт с волком. Четыре из 10 обращений относятся к Витебской области. Для сравнения, в этот же период за антирабической помощью при контакте с собаками обратилось 13156 человек. Из них 4337 случаев контакта с безнадзорными псами.
Откуда берутся слухи о нападениях?
Ежегодно сообщают, что какую-то местность в Беларуси терроризируют волки. Но научные сотрудники проекта, проверяющие информацию на месте, говорят, что слухи почти всегда остаются слухами. Чаще всего, волков путают с бродячими собаками.
Например, в 2018 году при выезде в Городок стая волков, зафиксированная на камере в центре города, оказалась стаей бродячих собак.
По переписи населения 2009 года в нашей стране 72% деревень, где живет до 100 человек. Часто люди приезжают туда на лето, привозят с собой собак и бросают их. Собаки сбиваются в стаи, ходят по свалкам и создают проблемы. Но даже если возле населенного пункта пройдет волк, с современными средствами связи новость обрастает впечатляющими подробностями. Создается впечатление, что для борьбы с волками пора проводить масштабную операцию.
О том, как опасны могут быть стаи бродячих собак даже для охотника, «Витебскому курьеру» рассказал Болеслав Оскарович, житель Лепельского района.
Это случилось около 3 лет назад, там, где когда-то была свалка. В округе ближайшая деревня где-то за 5 километров, кругом сплошной лес. Мы были вдвоем, и, если бы не ружья, я не знаю, чем бы все кончилось. Шли по охоте, услышали, что собаки лают. Подумали, что они держат кабана или енота. Сначала собаки стали лаять на нас, потом испугались и убежали. Мы стояли в низинке, на вырубке. И тут лес завыл, собаки кинулись лавиной, окружать стали. Я пока за ружье схватился, сказал: «Володя, стреляй!». Двух убили, я одну ранил. Тогда они разбежались. Штук 20 собак было, не меньше. Все «двортерьеры».
Что говорят специалисты
По словам Николая Черкаса, проблемы с нападениями настоящих волков в Беларуси существовали только до 60-ых годов.
Больше всего нападений волка на человека регистрировалось после Великой Отечественной Войны. Тогда оставалось много бездомных немецких овчарок, которые скрещивались с волками. Они не боялись людей, были агрессивные и нападали. Проблему в Беларуси поставили под контроль только в 60-е годы.
При этом, непроверенная информация создает нашим волкам репутацию безжалостных убийц, способных напасть и на человека.
Что говорят охотники
В Толочинском районе в январе 2019 года погиб местный житель. Одной из версий посчитали нападение волка. Но директор местного БООР Владимир Александрович Бубен, подтвердил, что ситуация, когда волк нападает или подходит к человеку это, скорее, нонсенс.
Случаев нападения волков в районе не зафиксировано. Но бродячие собаки присутствуют, в деревнях они собираются в стаи. Даже, как волки, загоняют коз. Заброшенных деревень все больше, людей в деревнях все меньше. Люди уезжают в город, а собак бросают.
В Шумилинском районе в 2019 году писали, что «волчьи набеги не редкость». Но директор местного БООР Александр Александрович Усов рассказал, что о нападениях волков на людей не слышал за всю свою охотничью практику.
Но, по мнению охотника, отстреливать волка все-таки надо. Звери добывают охотничьих животных, а значит наносят немалый вред.
Проблем в районе с волками нет, в прошлом году не было обращений по нападению на животных. У нас есть одна стая на 8 волков и одиночки. Когда стая в районе, они могут смотреть добычу полегче, молодняк поучить охотиться. Но это единичные случаи. От той стаи, которую мы недавно убили, остался одиночка. Но даже волк один в поле не воин. Такие могут и на подкормочной для оленей зерно есть, и в деревне собачку ловить, и бобра караулить.
Нужно ли отстреливать волков в Беларуси?
По словам Николая Черкаса, именно волки-одиночки могут подходить к деревням. И такие проблемы, как правило, создают сами охотники, отстреливая матерых волков.
В стае есть матерые волки — самка и самец. Они держат территорию в среднем от 110 до 300 квадратных километров. Когда появляются щенки, они остаются со стаей еще на год. Таких волков называют переярками. Они учатся охоте, поведению и соблюдению иерархии в стае. А к концу второго года молодняк выгоняют для самостоятельной жизни.
Если мы разбиваем стаю, убиваем матерых волков, молодые не могут перейти на самостоятельное питание. Это вынуждает их искать легкую добычу, ходить по свалкам. Молодые волки начинают ходить по деревням и создавать ажиотаж.
Наблюдения показали, что волк первого года из полноценной стаи в Беловежской пуще за период исследований посетил 3 населенных пункта. Волчица из стаи заходила на территорию 9 деревень. В то же время, волк-одиночка побывал в 35 населенных пунктах.
Специалисты говорят, что отстрел как метод борьбы с волками нельзя считать эффективным. Если мы не хотим, чтобы волки ходили по деревням, не надо трогать матерых зверей. Они держат территорию и не пускают других волков. Нужно добывать молодых: перегодовалых, переярков и моложе одного года.
По словам Николая Черкаса, при постоянном отстреле и дефиците самцов, волчицы могут сманивать для размножения деревенских собак. Так рождаются более опасные для человека метисы.
Кроме того, постоянное уничтожение волков уже привело к появлению в Беларуси шакалов.
Инвазивные виды очень агрессивные, они завоевывают территорию. Шакал более вреден для сельского хозяйства, а плодовитость у него выше. Появление шакала уже фиксировали в Брестской области, под Борисовом, в Красносельском хозяйстве. Есть уже Малоритский район, где всех волков отстреливали. И это одно из мест, где шакалы освоили нишу. Здесь нужно осторожно относиться к управлению популяции волка.
Сейчас в Беларуси отстрел волка не ограничен количеством и сезоном, а убийство матерого зверя приравнивается к подвигу. Но, если мы действительно хотим повлиять на проблему, нужно научиться разумно управлять популяцией волка и наконец-то перестать доверять слухам.
Читайте также на нашем сайте Тайна браславского «лесного человека». Невероятная история.
Подписывайтесь на нас в: Яндекс, Дзен, Google Новости, Telegram-канал, «секретный» Telegram-чат!