Почему не бастуют в Витебске? Рассказали жители города
Витебчанка: «Мы достойны только той страны, в которой живем уже 26 лет»
Светлана Тихановская призвала с 26 октября начать массовую забастовку. Утром в понедельник в телеграмм-каналах начали появляться сообщения о точечных протестах на некоторых предприятиях, но масштабной забастовки не получилось. В Витебске не работали в этот день лишь некоторые торговые объекты и кафе, на акцию вышли студенты ВГМУ и ВГАВМ.
Почему так произошло? Мы собрали мнение жителей нашего города.
Николай работает в витебской строительной организации. По словам мужчины, ситуация на предприятии неспокойная – в последние несколько месяцев размер зарплаты уменьшился, перспектив особых нет – строительных объектов немного, но бастовать люди пока не собираются, хотя активно обсуждают в «бытовках» происходящее в стране во время обеда.
Думаю, все потому, что у нас нет единого коллектива. Если на том же заводе все работают вместе, постоянно общаются, то у нас люди разделены по разным управлениям, разбросаны небольшими бригадами по различным объектам. Маляры сами по себе, монолитчики – отдельно и т.д. Если честно, мужики говорят, что не верят в то, что забастовка может что-то изменить. Проще ругнуться матом за рюмкой водки вечером в пятницу – и все. Хотя, как мне кажется, был бы лидер, многие за ним пошли бы.
Ирина работает продавцом в одной из крупных торговых сетей города. Женщина рассказала, что у них бастовать никто не собирался – все держатся за свои рабочие места. Но и на провластные митинги никто из работников не ходил. По словам Ирины, их даже не агитировали.
Я знаю, что наши некоторые девочки выходили на воскресные акции. Но одно дело принять участие в митинге в свой законный выходной, другое – рискнуть потерять работу. У многих дети-школьники, кредиты на жилье, рассрочки на мебель и бытовую технику. Я и сама такая же. Прекрасно понимаю, что найти такую же работу в случае чего будет не просто. Если раньше можно было пойти продавцом в торговый центр, то сейчас там люди не нужны, а если и найдется местечко, то с зарплатой максимум в 350 рублей.
Я понимаю, что мы – быдло, что, увы, мы достойны только той страны, в которой живем 26 лет. Нас так и воспитала система: стадо должно быть в загоне.
Татьяна (имя женщины по ее просьбе изменено) работает на одном из витебских заводов. Витебчанка рассказала, что на их предприятии в эти дни тоже все тихо.
Еще в августе, когда сразу после выборов на некоторых белорусских предприятиях начались точечные забастовки, наш директор собрал коллектив. Он объявил, что на территории завода не должно ничего происходить. За забором – что хотите, но в рамках закона.
К слову, когда приходила разнарядка отправить столько-то человек на провластный митинг, директор собирал руководителей, спрашивал, кто пойдет, говорил, если никто не поддержит, то посетит мероприятие он один, так как обязан, но заставлять никого не будет. Впрочем, среди руководящего состава всегда находилось нужное количество желающих.
Почему наши работники не бастуют? Думаю, тут несколько факторов. Во-первых, многие сотрудники – пенсионного возраста. Их главная задача – досидеть до пенсии и чтобы никто не трогал. Во-вторых, все переживают из-за денег. А если посадят? А вдруг выгонят с работы? А как платить штраф? Зарплату у нас пока платят стабильно, по меркам Витебска вполне нормальную, потому все и держатся за рабочее место. В-третьих, судя по разговорам, большинство просто «абыякавыя» и «іх хата з краю». К сожалению.
Руслан (имя мужчины по его просьбе изменено) работает в «Витебскэнерго». По словам мужчины, в начале прошлой недели в коллективе активно искали желающих посетить провластный митинг в Минске, который должен был состояться в воскресенье.
Практически никто не вызвался сам (кроме руководства), потому подключили административный ресурс. Стали угрожать: или отправляетесь в столицу, или пишите заявление на увольнение. Многие стали думать, как взять больничный, или даже как напиться в субботу, чтобы в невменяемом состоянии сесть в автобус, похмелиться и не смочь выйти из транспорта по прибытию. К счастью, мероприятие отменили и все выдохнули.
Конечно, как и в каждом коллективе, у нас есть те, кто если что сразу рапортует: «Я». Но это в основном среди руководства. Остальные больше отмалчиваются. Забастовка на нашем предприятии, как мне кажется, невозможна. Зарплаты у всех нормальные, все держатся за свои рабочие места. Руководство недвусмысленно дало понять: за забором немало желающих на ваше место.
Александр работает таксистом. Мужчина принимал участие в августовских акциях в Витебске. Затем, по его словам, понял, что в нашем городе протест сдувается, потому по возможности по воскресеньям стал ездить в Минск.
Там совершенно другая атмосфера. У нас здесь выходят единицы людей, которые постоянно оглядываются по сторонам, всего боятся. В Минске же чувствуется единство, дух захватывает от масштабов происходящего.
Я в понедельник решил не работать в знак солидарности. «Хозяин» к этому отнесся нормально – мы же трудимся сами на себя, но из коллег, по крайней мере в моей службе такси, меня никто не поддержал. Хотя я и предлагал мужикам. Но они сказали, что утро понедельника – прибыльное время, лучше заработать.
А как вы думаете, почему в Витебске так происходит?
581 человека задержали 26 октября на протестных акциях в Беларуси.
Судья в Витебске извинилась перед задержанным за акции. Неожиданно, но 5 суток в СИЗО не вернешь!
Подписывайтесь на нас в: Яндекс, Дзен, Google Новости, Telegram-канал, «секретный» Telegram-чат!