Почему развал праймериз — это очень грустная новость? Ольга Карач: «Идея устарела и не сработала»

Автор:
Опубликовано:
12
Май
2020
Комментарии: 2 комментария
Рубрики: Авторы Политика


10 мая стало известно, что участники праймериз оппозиции в Беларуси отказались от участия в президентских выборах. В заявлении, опубликованном штабом праймериз в соцсетях, говорится, что решение власти провести президентские выборы продиктовано желанием использовать пандемию в качестве дополнительного инструмента для дальнейшей узурпации власти и лишения белорусов права голоса.

Мы попросили прокомментировать этот факт  Ольгу Карач — политика, общественного деятеля, журналиста, учредителя газеты «Витебский курьер» и члена команды «Витебский курьер news»:

Сама идея праймериз уже звучала среди оппозиции примерно с 1999 года, когда создавался Координационный Совет демократических сил. Потом эту идеи пытались реализовать при выборе единого кандидата от оппозиции в 2006 году, выбирали единого кандидата рядовые активисты оппозиции, и тогда в результате голосования победил Александр Милинкевич. Потом уже идея выбора самого сильного и популярного кандидата вылилась в идею праймериз, когда единого кандидата выбирают не только активисты оппозиции, но и более широкий круг населения.

Проведение праймериз по сути позволяет начать агитацию за альтернативных кандидатов пораньше, чем за месяц до выборов, и позволяет выиграть время. А время в избирательной кампании в Беларуси – это самый дорогой ресурс.

Кроме этого, оппозицию всегда упрекали в том, что «страшно далека она от народа». Праймериз позволял оппозиции стать ближе к народу и послушать то, что этот самый народ говорит. Поэтому сама идея проведения праймериз – шикарная, и она мне очень нравится.

Проведением праймериз можно не только активизировать людей на участие в политике, но также и привлечь их внимание к президентской избирательной кампании. Особенно это касается тех, кто разочаровался, и «против всех».

Но, к сожалению, надо признать, что именно как идея праймериз устарел лет на 10 в Беларуси. Вполне логично было бы, чтобы после выборов единого в 2006 году оппозиция провела праймериз в 2010 году и из 9 оппозиционных кандидатов выбрала кого-то одного. Тем более, что 3-4 кандидата на президентские выборы 2010 года были довольно сильные и с хорошими биографиями.

Праймериз нужно было проводить и договариваться, что «номер два» становится премьер-министром, номер три «министром иностранных дел» ми т.д. Но оппозиция в 2010 году очень устала от всяких коалиций и соглашений, поэтому получилось, что получилось.

В этом году, спустя 10 лет, эта идея не просто устарела, но и успела сгнить и перегнить. Так иногда бывает, что идея себя сжила до того, как ее попробовали реализовать. Именно это доказывают многочисленные скандалы во время праймериз, какие-то личные выяснения отношений между кандидатами, а также обвинения в нечистоплотном поведении. Кандидатов то исключали из праймериз, то они самоисключались.

И что произошло в итоге? А в итоге, когда был выбран единый кандидат и победитель праймериз, все окончательно перепугались и заявили, что на выборы не идут. И это вызывает огромное недоумение. Т.е. люди, которые приняли участие в праймериз, как они должны ко всему этому относиться? Да, их было не сто тысяч, как заявлялось в начале праймериз, а всего несколько тысяч. Но эти люди рисковали и работой, и свободой, когда приходили на встречи с потенциальными кандидатами и когда записывались в их команды. Поэтому, конечно, сейчас очень сильно разочарование в лидерах классической оппозиции, люди злятся (и вполне обоснованно). И единственное, что осталось от праймериз этого года у людей, — это вопрос: «А что это было и зачем мы в этом участвовали?»

Сейчас основная проблема в том, что оппозиции будет очень тяжело оправиться после этого провала. Любые попытки позвать людей поучаствовать где-то – будут натыкаться на насмешки и игнорирование. А любой политик силен именно тем, как много людей он может мобилизовать под реализацию своих идей.

По сути, в этом году мы наблюдали окончательную политическую смерть традиционных политических структур. Но это же и дает надежду – поскольку власть и оппозиция зеркалят друг друга в своих внутренних процессах, то это значит, что и система власти Александра Лукашенко в этом году столкнется с очень сильным разрушением и трансформацией. Следим за событиями

Почему президентские выборы в Беларуси назначили на 9 августа? Ольга Карач: «Максимально быстро и стерильно»

Метки: , ,
Комментарии: