Почему в Витебской области боятся фотографов? 5 очень смешных историй из жизни
пять историй от фотографа про гостеприимство белорусской глубинки, которые больше напоминают шпионское кино, где кто-то постоянно пытается дать тебе по шее
В небольшом городке выйти на улицу с профессиональной камерой — это все равно, что выйти с винтовкой наперевес: многие оглядываются на тебя с подозрением и страхом. Историями из личного опыта о том, почему все боятся фотографов, с нами поделился Иван, фотограф, велопутешественник, автор группы «Путешествия по Витебской области», фотожурналист «Витебского курьера n«.
Занимаюсь фотографией около 7 лет. Изначально сделал свою группу, чтобы сохранить память о моей деревне Задетуни, в которой я проводил лето.
И надо сказать, что каждая история Ивана про гостеприимство белорусской глубинки больше напоминает шпионское кино, где кто-то постоянно пытается дать тебе по шее.
История №1 Как фотограф «срывал» уборочную
Это случилось в июле 2019 года, когда я снимал жатву в Витебском районе. Фотографировал издалека, но ко мне подошел председатель и стал обвинять, что мешаю жатве. Что-то вроде, что срываю уборочную, лезу под комбайн, мешаю технике — не помню уже, что точно он говорил и какие были претензии, но на меня вызвали милицию. Приехал участковый, стал разбираться. Спросили разрешение на съемку — так я снимал пейзажи. Они к директору — а у него ровным счетом ничего из доказательств, только якобы свидетельство агронома. Подошли к комбайнерам, а они сказали, что вообще меня вблизи не видели и ни капли я им не мешал. Короче, оформили ложный вызов.
Почему на поле так испугались фотографа, Иван объяснил просто:
Они думали, что я приехал какую-то информацию разузнать, шпион, грубо говоря. На самом деле, тогда, после дождей, много грязи было. Поэтому испугались — комбайны буквально застревали на поле. Думали, что я засниму и куда-то скину.
История №2 Как получить по шее на витебском рынке
В 2020 году я снимал на Смоленском рынке стрит-фото, как люди покупают продукты. Ко мне подошел мужчина-продавец, наверное, хозяин это точки, и сказал, что это его частная собственность и я не имею права ее снимать. Схватил меня буквально за две руки, не давая двигаться. Сказали, чтобы показывал фото: я там заснял издалека, как гражданин покупал бытовую химию. Взяли в руки мой фотоаппарат, листали фотографии при мне. Пришлось удалить 50-60 фото.
На вопрос, где бывает больше проблем, в городе или деревне, Иван ответил, что в этом году в деревне с ним еще ничего не случалось.
Я заметил, что если я в центре горда гуляю, то люди совершенно спокойно ко мне относятся. А если на окраине какой-то, на рынке, то уже с настороженностью. В деревне я рассказываю, что фотолюбитель, путешественник, что мне интересна Витебская область. Вот пожилые люди, наоборот, идут на контакт. Молодежь, конечно, отворачивается. Люди 30-40 лет только у виска покрутят, скажут: зачем тебе это вообще? Когда я бываю в райцентре, люди, конечно, удивляются зачем я фотографирую улицы, но ведут себя доброжелательно.
Правда, так тоже бывает не всегда.
История №3 Бутылка под колеса
Это была моя вторая поездка по области, 2017-2018 год, в Ковали Лиозненского района. Народ в Ковалях, я скажу так — несовременный. Был перед праздником Ивана Купала, люди подвыпившие. Я хотел снять памятник партизанского деятеля, а люди на празднике смотрят: что это он нас фотографирует, зачем снимает памятник? Подошли ко мне, зачем я это все делаю. Я объяснил, но им не понравилось. По итогу, под переднее колесо мне кинули бутылку чернила. Ехал дальше со спущенной покрышкой, а за мной бежали еще метров двести.
История №4 Приставьте к нему слежку!
Это тоже было в Лиозненском районе. Приехал как-то на жатву, подошел ко мне, вроде бы, главный инженер, с осторожностью спросил, что я делаю. Я сказал, что я путешественник. Я уже тогда был официальным представителем «Гомсельмаш», о чем тоже ему рассказал. Он такой косо посмотрел и приставил ко мне УАЗик, который развозит еду. Сам инженер уехал, а этот УАЗик за мной ездил по полю, сколько я там находился, минут 50.
История №5 Это режимный объект!
Иван рассказал сразу несколько историй о том, как ему не давали снимать здания, выдавая их за режимный объект. Подобное случалось с ним в Россонах и в Лиозно, но в обоих случаях никто не смог показать никаких документов в доказательство. Зато по-настоящему захватывающая история случилось с Иваном в Старом селе.
Мы с моим хорошим другом, он сам блоггер, записывали тогда видео. И в Старом селе на станции начали рассказывать на камеру, что происходило там во время войны. К нам подошел начальник станции и заявил, что это режимный объект и снимать его нельзя. Хотя там на видео фон был совсем размытый. Мы отъехали, а он начал кричать «остановитесь». Поругались, короче. После, когда мимо нас поехала милиция, мы не заподозрили ничего. Не доезжая Малые Летцы, остановились снова пофотографировать. Сидели на фотоохоте, смотрим.. что едет к нам Шумилинская милиция. Оказывается, это вызвал тот начальник станции. Но разошлись без проблем.
Поворачивали потом на Малые Летцы, а тот главный по станции решил посмотреть, а правда ли нас накажут. Видит — а мы как ни в чем не бывало выезжаем вчетвером! Ну, если, не наказали, надо вызвать повторно! Сам он при этом решил поехать за нами, не хотел сдаваться, ехал за нами до развилки на Большие Летцы. Мы решили подождать его и послушать. Правда, весь его разговор буквально состоял из матов и того, какие мы плохие, что не выполняем его требования. Так мы и разошлись, без милиции.
Бывают у фотографов и совсем курьезные случае, так, например, Иван рассказал, как на него набросился священнослужитель.
Я однажды в первый день поста заснял, как священнослужитель распивает винишко. Сидит один в парке — и электросамокат рядом. Вот это кадр. Ё-мое, лучше бы я его не снимал! Он меня увидел — побежал с кулаками: бежит, кулаки сжав, на меня, разъяренный.
А один раз, по словам Ивана, когда он решил снять подготовку к Дожинкам, его даже пригрозили обмазать краской. К счастью, правда, не получилось.
Как сказал герой нашей статьи, все эти истории для него уже привычное дело. А на вопрос, кому жалко, чтобы фотографировали сельсоветы, станции и жатву, Иван ответил вообще философски:
Людям не жалко они, к сожалению, не могут понять задумку, что ты хотел заснять какой-то момент. Покупку, например. А народ не понимает как это, далек от этого. Вот на рынке, например, я просто хотел заснять рыночную жизнь. А продавцы восприняли это, как будто я компромат ищу.
Правда, по словам Ивана, случаются и приятные вещи. Например, однажды, отснятый им материал помог механизаторам, которым не хотели выплачивать деньги. А в другой раз, на экспериментальной базе в Тулово, работник отнесся к фотографу очень доброжелательно и даже подружился с ним в соцсетях.
Так что, любите Витебскую область, будьте позитивными, а не злыми, и читайте также на нашем сайте 5 забавных заказов, которые я делал в копицентре, будни витебского копицентра глазами рядового работника. Про трусы с портретом любимой и студенческую вечеринку с президентом.
Подписывайтесь на нас в: Яндекс, Дзен, Google Новости, Telegram-канал, «секретный» Telegram-чат!