Содержание в тюрьме в Витебске сто лет назад мало чем отличалось от сегодняшних условий

Автор:
Опубликовано:
24
Январь
2021
Комментарии: нет комментариев
Рубрики: Авторы Жизнь


Запрет на свидания, отсутствие постельных принадлежностей и прогулки во дворе только на 15 минут. Про похожие условия содержания в СИЗО Беларуси рассказывали в последнее время жители нашей страны, которых задержали на массовых акциях протеста после президентских выборов. А между тем описание подобных мер можно прочесть в архивных документах столетней давности.

Так 3 августа 1918 года за подписью председателя Витебского городского Совета депутатов Стефана Чешейко-Сохацкого начальнику Витебской городской милиции Пострейтору был направлен документ. Стефан Вацлавович в свою очередь отписал его для «точного исполнения» начальникам участков.

сизо, витебск, гагарина
Иллюстрационное фото. СИЗО на Гагарина в Витебске. Фото Марины Леоновой

В документе говорилось о том, что все лица, которые уклонились от оплаты установленного чрезвычайного налога, должны быть задержаны и к ним должны быть применены «самые строгие меры в дисциплинарном отношении».

Какие это были меры и насколько они похожи на те, которые применялись к белорусам в 2020-м году после президентских выборов?

1.Запрет на свидания и переписку с родными и знакомыми. Лишь в исключительных случаях разрешалась передача писем от арестованных к родным.

Что мы наблюдали во второй половине 2020-го года? Некоторые задержанные в белорусских тюрьмах могли встретиться в лучшем случае со своими адвокатами. К примеру, муж журналистки «Белсата» Екатерины Андреевой Игорь Ильяш в начале января рассказывал о том, что на его ходатайство о свидании с женой пришел отказ.

Что касается передач, то их принимали по определенным дням, но далеко не все вещи доходили до заключенных. Например, Ольга Хижинкова после освобождения говорила о том, что неоднократно через девушек, которые выходили на свободу раньше, передавала записки с просьбой прислать ей средства от вшей. В результате все 6-7 флаконов белорусской красавице отдали лишь на выходе из СИЗО.

2.Довольствие арестованных должно быть как в карцере – хлеб и вода. Продукты от друзей и знакомых передавать нельзя.

В современных условиях люди, вышедшие на свободу из СИЗО в Жодино или Минске, рассказывали о том, что продукты от родных до них все-таки доходили. Иногда их делили на всех, кто передачи не получал.

Что касается рациона, то журналист Onliner Дарья Спевак, которая провела 13 суток в ЦИП (центр изоляции правонарушителей) на Окрестина, писала:

На завтрак сотрудники ЦИПа приносят кашу (овсянку, рис, перловку, ячневую, гречку или другую) и сладкий чай, дают белый и черный хлеб. На обед — суп (щи, борщ, рассольник, гороховый или другой), каша, странного вида котлета, маринованный овощ и компот или кисель. На ужин — каша и та самая непонятная котлета. Редко появляется сосиска, но пробовать ее я тоже не осмелилась.

3. Чтение книг, газет, курение табака и игра в нарды запрещались.

Задержанные в 2020-м году белорусы отмечали, что читать им не запрещали. Книги могли передать родные или литературу можно было заказать в библиотеке.

4. Постельных принадлежностей для арестованных не допускается. И такие предметы не разрешается арестованным приносить с собой.

О том, как приходилось в СИЗО накрываться своим же пальто, рассказывала про Ольгу Хижинкову  журналистка Александра Квиткевич.

А Дарья Спевак отмечала, что белье выдавали как в поезде, но минус одну простыню. Человеку самому приходилось решать: спать на грязном матрасе, но накрываться чистой простыней, либо застилать постель, но использовать далеко не первой свежести одеяло.

5. Прогулка по двору может быть разрешена только по требованию врача и не более 15 минут в день.

О прогулках на 10-15 минут и то не ежедневных рассказывала и Ольга Хижинкова после освобождения. Правда, однажды их «забыли» во дворе-колодце почти на полтора часа.

Получается, что во многом условия содержания задержанных за сто лет практически не изменились. Или вы считаете по-другому?

К слову, видимо, витебская милиция в 1918 году исправно выполняла все указания, раз на заседании исполнительного комитета было принято решение объявить благодарность начальнику милиции и всем «чинам милиции без различия в должности».

В архивном документе говорится, что благодарность милиции выражалась за «дисциплинированность, расторопность и преданность делу».

Кстати, у нас на сайте можно прочесть про то, что ОВД Октябрьского райисполкома назван лучшим в Витебской области.

Ольга Хижинкова эмоционально ответила Азарёнкам, Хоровцам и Муковозчиками.

Метки: ,
Комментарии: