«Стоял в сцепке с друзьями и собирался штурмовать». Как голосовали в Лепеле
у задержанных оказался положительный тест на коронавирус, суд состоится только после 21 суток изоляции. Но в такие совпадения никто не верит
В Лепеле работали несколько участков для голосования на выборах Президента Республики Беларусь. Несколько избирателей – местных жителей – рассказали корреспонденту «Витебскому курьеру news», как они отдавали голоса.
По словам Дмитрия, в средней школе №3 все проходило спокойно. Урна была прозрачной, в ней можно было заметить, в том числе, и бюллетени, сложенные гармошкой. В кабинках были шторы.
В средней школе №2 голосовала Татьяна. Женщина рассказала, что урна также была прозрачной, к вечеру сложенных в несколько раз листов было в ней довольно много, штора была только в одной кабинке, остальные были открыты, но фотографировать бюллетень никто не запрещал.
На участке №19, который был расположен в Лепеле на улице Данукалова, 1, также можно было спокойно проголосовать, а вот, как оказалось, дожидаться потом результатов неподалеку – нельзя.
Свою историю рассказал местный житель Александр (имя мужчины изменено). Он приехал голосовать примерно в 19.30 9 августа. Мужчина вспомнил, что штора была лишь на одной кабинке, остальные были открыты, но сфотографировать бюллетень можно было и так.
Когда Саша вышел из участка, то встретил сначала одного знакомого, потом второго. В итоге у них образовалась группа из 5-6 человек, они отошли в сторонку, чтобы никому не мешать. Кто-то присел на бордюр, кто-то остался стоять, некоторые закурили, общались, шутили. Лепельчане решили дожидаться, пока закончится подсчет голосов, чтобы узнать результаты.
Но примерно минут через семь к ним подошел сотрудник правоохранительных органов и предупредил, что они участвуют в несанкционированном митинге. Затем он спросил, отказываются ли они выполнить законное требование.
Я уточнил, что именно по закону мы нарушили? Тут очень вовремя подбежала девушка, которая была с ними, с видеокамерой. Нас опять спрашивают: «Вы отказываетесь выполнить законное требование? Работаем».
После этой фразы из газели выскочили одетые в форму ОМОНа люди, начали нас грузить. Когда один схватил меня за плечо, я сбросил его руку и сказал, что сяду в машину сам. Поэтому в отношении себя могу отметить, что сотрудники при задержании вели себя нормально.
Сашу и других задержанных привезли в местное отделение милиции. Там у них изъяли и описали телефоны и личные вещи, шнурки из обуви. Опрашивали местные милиционеры, а вот давал им указания, по мнению Александра, кто-то приезжий.
Сначала нас привезли вшестером, потом еще человек восемь, затем еще несколько. Среди них – 16-летнего подростка, который плакал, переживал, что его выгонят со школы. Вскоре к нему приехал инспектор по делам несовершеннолетних, позвонили родителям.
Был и какой-то молодой человек, который только мычал и крутил головой. Я увидел, что ему плохо, попросил вызвать скорую, потом краем уха слышал, что у него вроде черепно-мозговая травма.
Затем в отделение милиции приехали врач с медсестрой, чтобы провести медицинское освидетельствование. Кто-то согласился сразу, кто-то – отказался. У Саши прибор показал, что мужчина абсолютно трезв.
Врач начал спрашивать у задержанных, нет ли у них жалоб на самочувствие. Александр попросил померить давление. Оказалось, оно было у мужчины повышенное – 180 на 100. Так задержанный и два его товарища, у которых тоже были вопросы по самочувствию, оказались в больнице. Несмотря на укол, давление у мужчины не падало, а тут еще и температура повышенной оказалась. Медики распорядились сделать тест на коронавирус.
И надо же какое совпадение: у всех – у меня и у двух товарищей – оказался положительный тест. Впрочем, результат нам никто не показал, сказали лишь на словах. Ночь мы провели в больнице. Утром, после разговора с заведующей отделением, мне сделали повторно тест, результат которого я не знаю до сих пор. Обещали отправить и на флюорографию, но, видимо, забыли, как и померить температуру «ковидникам». Вместо этого через пару часов принесли на подпись бумагу, что я обязуюсь в течение 21 дня соблюдать самоизоляцию.
А в это время жена Александра – Ольга (имя женщины также изменено) – сходила с ума от беспокойства. Муж позвонил ей с милиции после задержания, а потом только на утро с ней связались медики.
А тут еще и собака рожать начала! Эта ночь стоила мне нескольких седых волос на голове. К слову, щенки родились уже под утро 10 августа – в первый день, хочется верить, свободной Беларуси.
Утром Ольга поехала в милицию, но отдавать вещи мужа без доверенности ей не стали. Тогда женщина отправилась в больницу, Саша написал доверенность и перечень личных вещей, которые у него забрали. Ольге вернули все, кроме телефона. Сказали, что его отдадут только после отбытия наказания.
Когда я была в милиции, то невольно подслушала, как сотрудникам раздавали ЦУ: «При задержании ни одной царапины». Эта фраза мне запомнилась надолго.
Но с другой стороны, один из местных милиционеров меня спросил, почему я не интересуюсь, за что задержан мой муж. Я ответила, что нет смысла, сейчас такое время, что и основания не нужны.
А мне говорят: «Вы же в курсе, что ваш муж стоял в сцепке с друзьями напротив райисполкома и собирался его штурмовать?»
Вот как бывает. Стоишь неподалеку от своего избирательного участка, а никак не райисполкома, ни лозунгов, ни митингов, а просто хочешь реализовать свое законное право – узнать итоги голосования. А тебя забирают в милицию и придумывают такое обвинение.
Кстати, как рассказали местные жители, над несколькими задержанными в Лепеле уже прошли суды. Как минимум четыре человека получили 5,7 и 10 суток, несколько – штрафы на различные суммы, чаще всего – 25 базовых величин.
Суд ждет и Александра после того, как закончится срок его изоляции. Мужчина уверен, что коронавируса у него нет, потому как не верит в такие совпадения: троих задержанных проверили, и у всех covid-19. Кстати, на самоизоляции на 14 дней, как контакт первого уровня, находится и жена Саши. К женщине приезжали брать тест, но результат пока никто не сообщил. Также «изолированы» и еще как минимум две семьи.
В первый день Сашу и его жену даже приезжали проверять из милиции, во второй – лишь позвонили. По словам супругов, все прекрасно понимают, что на самом деле никакого коронавируса у них нет. Просто в райцентре творчески подошли к вопросу задержания.
Лепель – город небольшой, почти все местные друг друга знают. Вот и я обратился к знакомым милиционерам, попросил их по-человечески, мол, ребята, не бейте людей.
А они мне ответили: «Не будем, мы давали присягу народу» Очень хочется в это верить, – подытожил Александр.
В Витебске парня задержали просто потому, что не понравился и снимал на телефон происходящее.
В Витебске задержали мужчину во время пробежки.
Подписывайтесь на нас в: Яндекс, Дзен, Google Новости, Telegram-канал, «секретный» Telegram-чат!