«Замалчивать абсурд власти никто не будет». Правозащитник прокомментировала дело о «велопробеге» в Витебске
Ранее мы опубликовали статью про Ольгу Бобинскую из Витебска. Девушка вместе с другими ребятами организовали поездку на велосипедах в билевский зоопарк. Маршрут у велосипедистов был улица Черняховского — проспект Строителей — проспект Победы — Московский проспект. Они просто катались, без всяких лозунгов и без всякой атрибутики. Единственное их «преступление» в том, что у нескольких человек были одеты майки с символами штаба Тихановской.
Как нам стало известно, 3 августа над Ольгой должен состояться суд. Девушку обвиняют по статье 23.24 части 1:
Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, совершенное участником таких мероприятий, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершенные участником таких мероприятий либо иным лицом, если в этих деяниях нет состава преступления, – влекут предупреждение, или наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин, или административный арест.
История про Ольгу Бобинскую стала очень резонансной, ее много обсуждают в соцсетях.
Ситуацию прокомментировала Ирина Третьякова, правозащитник РПОО «БХК»:
В первую очередь, мы видим, что участники так называемых «велопробегов» — это, в том числе, люди, которые просто катаются на велосипеде, которые просто имеют такой транспорт, как велосипед, которые имеют ноги и крутят педали.
В Витебске уже был факт задержания человека с велосипедом.Человек просто ехал на велосипеде. Да, задерживали, да, отпускали, да, проводили беседу без протокола. Но мы видим в таких ситуациях давление на общество. Видимо, силовики считают, что, задержав таким образом даже совершенно случайного человека, можно вызвать страх в обществе.
В данной ситуации с девушкой давление на одного человека «велопробега». Легко установлена личность Ольги. Ее вызвали просто телефонным звонком в РОВД. И, естественно, она, как человек, который ничего не нарушал, как законопослушный гражданин, пришла в РОВД после работы. То есть фактически человек, который не знаком с репрессиями системы в ситуации избирательной кампании, когда доведены просто до абсурда репрессивные методы, пришла сама в РОВД. И тут же была задержана и помещена до суда в ИВС.
Вся эта история имеет очень много процессуальных нарушений. Адвокату не дали вообще ознакомиться с материалами дела. Девушке копию протокола не вручили. Ольга и ее родители держатся очень хорошо, но мы видим в данном случае неправильные действия РОВД, и мы понимаем, что это просто давление. Они взяли одну девочку, взяли одного парня, надеясь на то, что остальные испугаются и перестанут ездить на велосипедах. А может, и на то, что перестанут ходить пешком? Это нонсенс.
У Ольги правонарушение по статье 23.34 первой части. Если бы даже это было повторно или третья часть этой статьи, все равно задержание до суда не является общим правилом. Почему такую тактику выбрали? Ольгу приглашают в РОВД в пятницу вечером, чтобы человек находился до суда в течение выходных дней в ИВС в тех, знакомым нам всем, нечеловеческих условиях?
Мне кажется, что силовые структуры знают, что помещением в ИВС людей не сломить и не испугать. Но таким образом в очередной раз провоцируется появление все новых и новых лиц, которые сталкиваются с беспределом силовых структур. В результате совершенно случайные люди становятся неслучайными. Ведь это подталкивает их к поиску информации, коммуникации и консолидации.
Если мы говорим про организацию массовых мероприятий (по статье 23.34, которая вменяется многим, кто-то стоял и молчал, а кто-то ехал на велосипеде, а кто-то хлопал в ладоши), то организаторами таких мероприятий, как это не удивительно, являются сами правоохранительные органы и власть. Я так считаю, потому что люди бы сами так не организовались, не подтолкни их на это все беспредел, который сейчас происходит в части репрессий, преследований, давления, абсурдных протоколов, смешных постановлений судов.
Разумеется, люди понимают, что замалчивать и скрывать вот такие абсурдные действия власти и силовых структур уже никто не будет. И люди предают это гласности. И это читающих и видящих не пугает. Это наоборот больше вызывает озлобленность и негатив в отношении силовых структур. Но страха это точно не вызывает. Все новые и новые люди узнают эти факты. Мне кажется, что белорусы уже стали очень осведомлены и количество этих осведомленных все растет и растет. И этому силовики только содействуют.
Я понимаю, что очень неприятно находиться в ИВС, но благодаря помещению даже одного человека в ИВС, узнает все больше и больше людей о том, что происходит в стране. А сейчас очень жаркий период, ведь на следующей неделе со вторника начинается досрочное голосование. Что ожидать от власти и силовиков? Это, в принципе, понятно. Но это будут не предсказуемые и абсурдные действия, ведь фантазия безгранична.
Согласно сообщению милиции, 19 июня Ирина Третьякова приняла активное участие в несанкционированном пикетировании. Два часа она была возле ТЦ «Марко-сити», где собирали подписи за Тихановскую и Бабарико и публично выражала свои интересы («хлопала в ладоши»). Своими действиями она якобы нарушила закон о массовых мероприятиях.
Но из письменного объяснения Ирины Третьяковой возникает совершенно иная картина. В тот день в районе Марко-Сити она, как правозащитница, следила за сбором подписей на пикетах во время избирательной кампании в соответствии с указаниями Белорусского Хельсинкского комитета. По словам Третьяковой, она не выстроилась вдоль дороги и не хлопала в ладоши, не выражала публично личные или иные интересы. Она не принимала участие в несанкционированном пикетировании.
Изучив материалы дела, судья Алена Грабенчук постановила, что действия Ирины Третьяковой составляли преступление по части 1 статьи 23.34 КоАП, и оштрафовала ее на 20 базовых величин (540 рублей).
Подписывайтесь на нас в: Яндекс, Дзен, Google Новости, Telegram-канал, «секретный» Telegram-чат!