Жители Витебска рассказали, как жили в 90-е годы

Автор:
Опубликовано:
13
Октябрь
2020
Комментарии: 2 комментария
Рубрики: Авторы История Нетипичный читатель
глоток свободы, надежда на лучшее, «ножки Буша» и рэкетиры


Александр Лукашенко не раз в своих выступлениях говорил, что в 1990-е годы, когда он стал президентом Беларуси, наш народ жил очень бедно. К примеру, в конце июля этого года, выступая перед активом Гомельской области, он отметил:

90-е годы были тяжелые не только тем, что мы были босые, без штанов, голодные, не только потому, что у нас не было средств, чтобы жить и существовать. Проблема заключалась в том, что мы не знали, как сделать лучше.

Корреспондент «Витебского курьера news» поговорил с читателями и узнал, как они жили тридцать лет назад.

Жительнице Витебска Светлане сегодня немного за сорок. В 1990-х годах она училась в столичном университете.

Для меня начало 1990-х годов это не время про «муки на три дня» и «лапти на ногах». Это тот глоток воздуха свободы, пусть и не совсем чистого, который мы должны были вдохнуть после вечности запретов и ограничений. Государство все решало за нас: с кем дружить, что есть и пить, в каких квартирах жить. Все было однотипным. Но вдруг после развала СССР появилась яркая одежда, динамичное кино, вкусная искусственная еда, все, как правило, низкого качества.

 

Мы были как дети, которых сильно опекали всегда и тут вдруг отпустили на волю. В начале 1990-х мы были одеты, мягко говоря, ярко. А после серого СССР хотелось цвета. И мы носили made in Poland и были счастливы.

 

Мы ели огромные куриные окорочка, размером с молочного поросенка, и удивлялись: такие куры живут в Америке. Мы пили самогон, закрашенный «Yupi», и думали, что так и надо. Мы должны были пережить эти годы, наесться и напиться, чтобы получить представление и самим выбирать качество или количество.

Молодежь в 90-е годы
«Витебский рабочий», 1994 год. Фото предоставлено Светланой Мясоедовой

По словам Светланы, газеты того времени были настоящими площадками для выражения своих мыслей. В СМИ не было однобокого подхода, в государственных печатных изданиях поднимались разные темы и предоставлялось слово людям порой с диаметрально противоположными взглядами. Также очень часто печатались исторические материалы, потому что интерес к истории был большим.

Статья в газете "Витебский рабочий"
«Витебский рабочий», 1993 год. Фото предоставлено Светланой Мясоедовой

Светлана в то время училась в Минске. Женщина рассказала, что в 1990-е годы у каждого человека были высокие шансы поступить в высшее учебное заведение на бюджет. Платников практически не было. А для успешной сдачи вступительных экзаменов вполне хватало школьной программы и желания абитуриента, в репетиторах практически никто не нуждался.

Всем студентам давали общежитие, причем сразу и на все годы обучения. Сейчас же ребят выселяют в конце каждого учебного года, а к сентябрю заселяют вновь, но далеко не всех.

Еще все белорусы очень много читали, регулярно посещали библиотеки, покупали с зарплаты или стипендии новые книги.

"Витебский рабочий" за 1993 год
«Витебский рабочий», 1994 год. Фото предоставлено Светланой Мясоедовой

И после этой свободы мы должны были начать строить свою жизнь так, как мы этого хотим. Но наступил 1994 год. И мы пошли по второму кругу: бесконечные запреты, ограничения, наказания. Круг прошли и вновь оказались в первой половине 1980-х годов.

Жительнице Витебска Алле сегодня более 50 лет. Она помнит, как окончила школу в 1988 году, училась в статистике, работала. По ее словам, зарплата была сдельной и довольно высокой. Можно было и в магазинах сделать покупки, и на отдых поехать.

В 1992 году у меня родилась дочь. Уже был дефицит. Перед родами по блату покупала все, что нужно ребенку. Декретный отпуск был 3 года. Детские платили регулярно. В магазинах, конечно, был очень маленький выбор, но как-то хватало. К тому же молочные кухни по паспортам выдавали смеси и пюре.

 

Но, конечно, денег не очень хватало. Во время декрета я ездила за промышленными товарами в Вильнюс каждую среду, а в выходные все это продавала на рынке Динамо. Еще возила товары из Смоленска и Рудни и  продавала здесь в комиссионном магазине. Даже в Москве пару раз предлагала покупателям трикотаж из Вильнюса.

 

Все крутились, как могли, но  при этом люди всегда помогали друг другу и  уважали один одного.

Объявление о турпоездках в 90-е годы
«Витебский рабочий», 1993 год. Фото предоставлено Светланой Мясоедовой

Алла вспомнила, как однажды на рынке под Москвой торговала вместе с сестрой и родней из Подмосковья. У них украли сумку. Там почти ничего не было, но она была товаром, ее нужно было вернуть. Тогда за возможность торговать на рынке, нужно было платить рэкетирам. И когда они подошли к женщинам с требованием внести плату за место, Алла отдавать деньги отказалась.

Я так и сказала, что не буду, потому как у нас украли сумку. Тогда он повел меня в свою бригаду, уточнять, причастны ли к этому его ребята. Все сказали, что никто ничего не брал, что это сделал кто-то заезжий. Денег с меня за место он так и не взял. Я сейчас думаю, как это в то время можно было пойти с рэкетирами и ничего не бояться.

 

Так и жили. Главное, что была надежда на лучшее. Не помню, чтоб кто-то голодал или ходил, как бомж. К слову, первый раз бомжа я увидела в начале 90-х на вокзале в Москве.

Объявление в газете в 1990-е годы
«Витебский рабочий», 1993 год. Фото предоставлено Светланой Мясоедовой

Вскоре мы продолжим публиковать воспоминания наших читателей о 90-х годах. Может, и вы захотите поделиться?

Как над Витебским облисполкомом подняли БЧБ-флаг почти 30 лет назад.

Как в Витебске 26 лет назад прошли первые выборы Президента Беларуси.

Метки:
Комментарии: